Психология аномального развития как отрасль клинической психологии
Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития. Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка. Предмет – законы психического дизонтогенеза
Методологические основы психологии аномального развития (Л.С. Выготский) Прижизненное опосредованное и произвольное формирование высших психических функций. Зависимость строения психических процессов от способов их формирования: разные пути формирования ВПФ, в зависимости от характера повреждения функции, возможность формирования обходным путем. Механизмы направления психической деятельности при дизонтогенезе подобны механизмам формирования психики в норме. Психический дефект, формирующийся в процессе дизонтогенеза, имеет сложное многоуровневое строение и охватывает все стороны психической жизни.
Задачи стоящие перед психологией аномального развития : Теоретические - Выработка критериев для разграничения нормы и патологии. Задача трансформации критериев, дифференциации нормального и аномального онтогенеза и построение психологической структуры нормального развития. Выделение специфических законов, механизмов формирования нарушений психики. Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дизонтогенеза. В структуре дефекта выяснение соотношения первичных и вторичных составляющих. Практические – Клинико- диагностическая - описание структуры дефекта зависит от использования диагностических методик. Воздействие – коррекция отклонений в развитии. Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик.
ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА 1. биологические Эндогенные, изначально существующие внутри нервной системы. Генетические аномалии и наследственные заболевания 2. социальные Экзогенные внешние по отношению к нервной системе
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА Ведущими являются генетически обусловленные нарушения: –возникновение вследствие генных мутаций, хромосомных аберраций и наследование гена определенного заболевания (гемофилия, дальтонизм, предрасположенность к соматическим заболеваниям, к невротическим расстройствам, к психическим заболеваниям, маниакально- депрессивному психозу, шизофрении). –существует наследственная предрасположенность к алкоголизму, гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ ПРИВОДЯЩИЕ К ОТСТАВАНИЮ В РАЗВИТИИ Патология хромосомного набора. Поломка одного из генов может привести к обменным заболеваниям приводящих к умственной отсталости. Недоразвитие головного мозга. До пятисот вариантов олигофрении связаны с генетическими заболеваниями. Внутриутробные нарушения: токсикоз беременности, острые и хронические вирусные заболевания матери (краснуха), паразитарные инфекции (мононуклеоз, токсоплазмоз, эхинококкоз), сифилис. Обострение хронических заболеваний матери, особенно эндокринные, патология сердечно-сосудистой и мочевыделительных систем. Интоксикация матери в период беременности: алкогольное, наркотическое отравление, медикаментозное воздействие неправильно употребляемых препаратов, воздействие токсических веществ. Радиационное и рентгеновское излучение. Механическое и травматическое повреждение плода, отслойка плаценты. Несовместимость крови плода и матери.
ФАКТОР НАТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ отклонение от нормального течения родов: стремительные роды, задержанные роды, родовая травма (гематома, сдавливание мягких хрящей, кривошея) неблагоприятное течение родовой деятельности недоношенность, переношенность. неправильное предлежание плода. обвитие пуповиной (асфиксия) наложение щипцов, вакуум, выдавливание, кесарево сечение. преждевременное излитие околоплодных вод неоправданное применение медикаментозных препаратов стимулирующих, тормозящих родовую деятельность.
ПОСТНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ Инфекция матери может привести к нейроинфекции ребенка (корь, скарлатина, краснуха, дифтерия), постпрививочные нейроинфекции. Интоксикация. Черепно-мозговая травма. Опухоли головного мозга. Хронические соматические заболевания (врожденный порок сердца, патология желудочно–кишечного тракта, дыхательной системы, эндокринной системы).
Три варианта развития в соответствии с динамикой болезненного процесса дизонтогенез связан с относительно стабильным патологическим состоянием нервной системы дизонтогенез разворачивается на фоне прогрессирующего заболевания, динамика заболевания носит прогредиентный характер период после перенесенного острого заболевания, воздействия вредности. Купирование болезненных проявлений ведет к улучшению состояния.
Три параметра, фактора, определяющих тяжесть состояния (Лебединский) ЧЕМ РАНЬШЕ ПРОИЗОШЛО ВЛИЯНИЕ ВРЕДНОСТИ, ТЕМ ТЯЖЕЛЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Проявление этого закона: Одно и тоже нарушение развития может возникать в результате разных причин, действующих в один и тот же период развития. Одна и та же причина может привести к разным последствиям, действуя на разных этапах онтогенеза. Мозговая локализация процесса и его распространенность. Последствия различны от повреждения структур разных блоков. Интенсивность повреждения организующего поражение головного мозга, в детском возрасте ведут к повреждению одних и недоразвитию других систем, функционально связанных с поврежденной структурой.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРА ДИЗОНТОГЕНЕЗА депривация - длительное лишение возможности удовлетворения какой либо потребности сенсорная депривация - лишение возможности получения информации. двигательная депривация – лишение возможности оптимального двигательного развития эмоциональная депривация – лишение возможности установления оптимального эмоционального контакта с окружающими когнитивная депривация – лишение возможности получать знания, усваивать опыт, приобретать навыки социальная депривация
Депривационные условия 1. Внешние причины: Ситуация крайней изоляции ребенка Госпитализм Депривация развивается при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка Наличие сенсорных дефектов у ребенка 2. Внутренние причины: Индивидуально типологические особенности и свойства Возраст ребенка, чем раньше происходит депривация, тем тяжелее последствия.
Четыре уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков (Ковалев) 1) Уровень соматовегетативных проявлений от 0 – до 3 х лет. 2) уровень психомоторного реагирования от 4 х – до 7 и лет. 3) уровень аффективного реагирования от 8 – до 12 лет. 4) уровень эмоционально –идеаторного реагирования от 13 – до 16 лет.
Первый уровень характеризуется: Нарушения цикла сон-бодрствование, персеверации сна, изменение питания. Неврологическая рвота, понос, запор. Проявления незрелости вегетативной нервной системы, на фоне повышения температуры могут быть судороги и галлюцинации.
Второй уровень характеризуется: Симптоматика в моторной сфере: тики, заикание, гиперкинезы, повышенная психомоторная возбудимость, негативизм.
Третий уровень характеризуется: Эмоциональной лабильностью, агрессивностью, негативизмом. Появлением страхов. Проявления эмоционального реагирования характеризуется половым различием.
Патологические реакции пубертатного возраста: Сверх-ценные идеи, интересы, метафизическая, философская интоксикация. Иппохондрические идеи, выискивание у себя проявлений нездоровья, идеи мнимого уродства – дисморфофобия. Патологические реакции: протеста, аппозиции, эмансипации. Аффект неустойчив, агрессивность.
Профиль психического развития аномального ребенка Характеризуется взаимодействием между первичным и вторичным дефектом. Первичный дефект напрямую связаны с биологическим характером болезни; вторичные дефекты возникают в процессе аномального социального развития. Механизмы формирования вторичного дефекта: 1) вторично не до развиваются те функции, которые непосредственно связанны с поврежденной. 2) характерен для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сенситивном периоде. Чем дальше функция от первично поврежденной, тем она сохраннее. Чем сложнее психическая функция, чем больше звеньев она в себя включает, тем больше проявлений вторичного нарушения.