Дети группы риска Лекция 1. Преподаватель 1 кв. категории Шуматаева Мария Леонидовна
Понятие « дети группы риска » сегодня является общепринятым, однако существуют различные его определения, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего - либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти
Дети группы риска это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе деятельности – приводит к осложнениям, препятствует как школьной, так и социальной адаптации ребенка
Впервые понятие « дети риска » было введено Г. Ф. Кумариной. Это дети, которые по состоянию здоровья, социального развития находятся как бы в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии ( естественно, имея в виду конкретные недостатки развития в каждом частном случае ). Они испытывают трудности в обучении из - за соматических и психических расстройств той или иной степени выраженности. Это дети психически и соматически ослабленные, с риском школьной и социальной дезадаптации.
По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. По результатам исследований НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, число детей старшего дошкольного возраста с расстройствами нервно - психической сферы составляет 30-40%, а среди детей, поступающих в школу, свыше 60 % относится к « группе риска ».
Два фактора риска риск, которому подвергаются они сами риск для общества
психофизические социальные педагогические
медико - биологические социально - экономические психологические педагогические
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико - патологической характеристики ; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств ( дети - сироты ); 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей ; 4) дети из семей, нуждающихся в социально - экономической и социально - психологической помощи и поддержке ; 5) дети с проявлениями психолого - педагогической и социальной дезадаптации.
Дети группы риска Социальный фактор Медицинский фактор Психологический фактор
нарушения поведения особенности психофизиологического развития осложнения психического и личностного развития гиперактивность гиперактивность девиантного поведения леворукость тревожность агрессивность ошибками воспитания ( педагогический фактор ) минимальными поражениями нервной системы ( медико - биологический фактор ).
формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов ( как правило, у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение ), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права – право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития, и право на образование
1 дети с недостаточными способностями к обучению ( ЗПР ); 2 дети с высокими способностями к обучению ( одаренность ); 3 дети с нейродинамическими нарушениями поведения ; 4 дети с особенностями развития межполушарной асимметрии ( леворукость, амбидекстрия ); 5 дети с отклонениями в эмоциональной сфере тревожность, демонстративность, замкнутость
высокий уровень интеллекта ( одаренность ) – низкий уровень интеллекта ( ЗПР ); высокая подвижность ( гиперактивность ) – медлительность ( гиперактивность ); недостаточный уровень эмоционального самоконтроля ( агрессивность ) – высокий уровень эмоционального самоконтроля ( тревожность ); повышенная потребность в эмоциональном общении ( демонстративность ) – сниженная потребность в эмоциональном общении ( шизоидность ).
Организация обучения и воспитания « детей группы риска » должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог. Основными направлениями деятельности являются оптимизация общения « детей группы риска » со сверстниками и взрослыми, формирование у них чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.
Алмазов, Б. Н. Методика и технологии работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [ Текст ] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр « Академия », с. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике [ Текст ] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : ИКЦ « МарТ »; Ростов н / Д : Издательский центр « МарТ », с. Коррекционная педагогика в начальном образовании [ Текст ] / Г. Ф Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.; под. ред. Г. Ф Кумариной. - М.: Издательский центр « Академия », Олиференко, Л. Я. Социально - педагогическая поддержка детей группы риска : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [ Текст ] / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева е изд., стер. - М.: Издательский центр « Академия », с. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [ Текст ] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, с. Шаталова, Е. В., Тарасова, А. П. Диагностика готовности детей группы педагогического риска к обучению математике в школе : учебно - методическое пособие [ Текст ] / Е. В. Шаталова, А. П. Тарасова. - Белгород : Изд - во БЕЛРИПКПСС, с.