Инновационный проект «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области» И.Г. Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГО АУ ЯО ИРО
Теоретические подходы Научные взгляды Анцупова А.Я., Асмолова А.Г., Байбородовой Л.В., Мудрика А.В., Назаровой И.Г., Чернявской А.П. и др. на технологии профилактики конфликтов в школьном коллективе Теоретическую основу изучения феномена службы медиации и восстановительной культуры взаимоотношений составили исследования авторского коллектива межрегионального общественного центра «Судебно – правовая» реформа
Основные понятия Медиация - способ разрешения споров мирным путём на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального независимого лица – медиатора Медиативный подход – подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры Восстановительный подход – использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.
Служба медиации Профилактический взгляд на службу (снижение числа противоправных действий несовершеннолетних) Педагогический взгляд (служба позитивный способ самореализации детского сообщества) Сервисный взгляд (служба как услуга по урегулированию конфликтов и споров)
Создание Служб медиации в Ярославской области – важнейшая проблема для развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
Актуальность Педагоги Умение защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях (Стандарт профессиональной деятельности педагога) Обучающиеся Развитие способности интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнёра (ФГОС ООО)
Актуальность РСО 97% руководителей отмечают трудности в решении конфликтных ситуаций в ОО Общество «Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сферу защиты прав и интересов детей, он будет быстрее распространен и на все общество»
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 Развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация школьных служб медиации, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении
Нормативно – правовая база Федеральный закон от 24 июля 1998 года 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»закон Федеральный закон от 27 июля 2010 года 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года 193-ФЗ)закон Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»закон
Приоритетное направление Новые механизмы формирования актуальных компетенций у педагогов образовательных организаций
Инновационность проекта Основная идея проекта Формирование навыков восстановительной культуры отношений субъектов образовательного процесса посредством медиации Инновационные продукты проекта Возможность использования результатов и инновационных продуктов проекта в массовой практике
Целевые группы проекта Обучающиеся образовательных организаций Ярославской области Родители обучающиеся образовательных организаций Ярославской области Руководители и педагогические работники образовательных организаций Ярославской области Специалисты субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних Члены общественных организаций, занятых в сфере воспитания несовершеннолетних
Цель и задачи проекта: разработка и апробация моделей служб медиации в образовательных организациях Ярославской области 1. Разработка и реализация пилотных проектов в 5 муниципальных образованиях Ярославской области по созданию вариативных моделей служб медиации в образовательных организациях. 2. Апробация вариативных моделей служб медиации, организованных на базе образовательных организаций. 3. Разработка методических рекомендаций по организации служб медиации (по итогам апробации вариативных моделей) 4. Разработка универсального пакета методических материалов (методического портфеля) для медиатора вне зависимости от его места работы и должности. 5. Разработка программы повышения квалификации специалистов организаций и учреждений сферы образования «Медиатор: цели, содержание, способы деятельности»
Основные этапы реализации Проекта I этап (февраль – декабрь 2015 г.) - Формирование пилотных проектов в 5 муниципальных образованиях Ярославской области по разработке вариативных моделей служб медиации в образовательных организациях. II этап (январь – декабрь 2016 г.) – Апробация вариативных моделей служб медиации III этап (январь-ноябрь 2017 г.) – Разработка универсального пакета методических материалов (методического портфеля) для медиатора вне зависимости от его места работы и должности. Разработка программы повышения квалификации специалистов организаций и учреждений сферы образования «Медиатор: цели, содержание, способы деятельности» Каждый этап реализации проекта структурирован согласно плану действий
Участники проекта Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав правительства ЯО Отделы по делам несовершеннолетних и защите их прав пилотных территорий Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского и юношеского технического творчества (г. Рыбинск) МОУ СОШ 13 г. Ярославля и ОО г. Рыбинска, г. Переславль –Залесского, Рыбинского МР, г. Рыбинска МУЧ ЦЕНТР "СТИМУЛ", г. Тутаев детский дом ГОУ ЯО «Центр Духовного Возрождения»
Ожидаемые результаты проекта
Ресурсное обеспечение проекта Духовно-ценностные (ценностно- ориентационное единство в отношении значимости работы и т.д.) Управленческие (наличие команд в МР, наличие опыта применения алгоритмов организации, координации и контроля работы в данном направлении) Профессиональные (наличие компетентных квалифицированных специалистов, консультационная поддержка) Финансовые ( выделение средств ОЦП «Семья и дети Ярославии» т.д.) Материальные (материально-техническая база ММК ГО АУ ЯО ИРО)
Ожидаемые эффекты Развитие безопасной образовательной среды в ОО Применение восстановительных практик в разрешении споров и конфликтных ситуаций в ОО Формирование навыков применения восстановительных практик у обучающихся, педагогов, родителей, представителей субъектов профилактики
Контроль и оценка результатов проекта Организованное внутри проектное сетевое взаимодействие Взаимодействие организаций- соисполнителей проекта в рамках проектных мероприятий Взаимооценка проектных продуктов организациями- соисполнителями проекта Внутренняя и внешняя экспертиза продуктов проекта
Распространение результатов проекта Размещение проектных продуктов на сайтах ГОАУ ЯО ИРО и сайтах организаций – соисполнителей проекта Открытость всех проектных мероприятий для возможности их посещения заинтересованными лицами Размещение статей по теме проекта в периодических изданиях по профилю проекта Участие во Всероссийской конференции в июне 2015 г