Традиции семьи как один из аспектов воспитательной деятельности учителя литературы на уроках и во внеурочной работе Залеская Вера Ивановна – учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 7» г.Зимы, Иркутской области
Цель: Осмысление ключевых проблем и возможностей воспитания личности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время
Основной объект воспитательной деятельности личность школьника как носитель социально-целостных отношений индивидуальность
Личность определяется тем, что она знает; что она ценит; что и как она создает; с кем и как она общается; каковы её эстетические потребности
Компоненты целостного анализа художественного произведения Название произведения Эпиграф Проблематика Начало и конец произведения Художественный образ Идеал образа Мотив Художественная деталь Значимый эпизод
Направления деятельности учителя Изобразительный мир Выразительный мир портрет героя пейзаж интерьер подробность вещь интонация метафора символ
Поиск ключа анализа 1.Внутреннее состояние героя 2. Приёмы: а)исключение или введение детали б)выход на авторскую позицию в)иллюстрирование г)воображаемый диалог с героем, автором д)проблемный вопрос
Что такое традиции? Литературная традиция- опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов, осваивавших искусство слова.
характеров героев образной системы Традиция проявляется в описании художественного пространства использования художественных средств и приёмов разрешения «вечных» нравственных проблем
Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 1.Вечера 2.Званые обеды 3.Семейные чаепития 4.Благотворительность 5.Деревенские праздники 6.Охота 7.Святки с гаданиями 8.Пожертвования 9.Рауты 10.Русские балы
Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Вечера
Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Званые обеды Семейные чаепития
Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Праздники
Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Рауты Русские балы
Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Какую из традиций бывшей русской жизни вам более всего жаль?
А вот как ответили мои учащиеся:
«А мне очень понравился детский праздник у Йогеля. Очень жаль, что в моей жизни не будет первого бала, а то я бы сшила себе длинное платье.»
«Мне более всего жаль традицию вечернего семейного чаепития. Когда все сидели за столом и о чем-то говорили. А теперь все смотрят телевизор и молчат.
«Мне очень жаль, что нет вечеров, на которых можно было поговорить об интересующей тебя проблеме.»
«Мне жаль, что теперь не читают вслух детям и домашним Пушкина, Диккенса, Скотта, Толстого и Чехова. Когда у меня будет семья, дети, я сам буду читать вслух, а все вокруг будут сидеть и слушать.»
Диагностика решения проблемы Из 26 учащихся предпочтение отдали:
Результаты По результатам диаграммы я увидела, что ребята тоскуют по общению не только нравственному, но и семейному, что традиции семьи имеют существенное значение, что решение подобных ситуаций позволяет учащимся многое понять в одноклассниках и самих себя. Анализ традиций семей Ростовых, Болконских помогли нам сегодня пережить чувство теплоты дома. А автору этого романа Л.Н.Толстому прекрасно удалось подсмотреть, подслушать в нас чувство трепетного отношения к родителям и тем традициям, которые они приняли от своих предков и передали нам. Мои учащиеся, занимаясь исследованием проблем семьи, с удовольствием пишут сочинения по фотографиям из семейного альбома, посвящают этой проблеме свои исследовательские работы по следующим темам: «Образ семьи в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон», «Традиции моей семьи» и др.
Информационные ресурсы 1.Ланин Б.А. Методика преподавания литературы М.Эксмо 2007 г. 2. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.,2003 г. 3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.,2002 г. 4. Планирование воспитательной работы. Под редакцией Степановой Е.Н., М., Педагогический поиск, 2001 г. 5. Шишов С.Е., Калыгей В.А. Школа : мониторинг качества Образования. М. Педагогическое общество России.2000г 6. Щуркова К.Е. Практикум по педагогической технологии. М. Педагогическое общество России, 1998 г. 7. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М. Просвещение, 1988