Опыт привлечения работодателей к разработке образовательного стандарта: исследование компетенций, необходимых для работы в медиа Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва,
Программная инженерия Высшая школа экономики, Москва, 2012 фото Контекст исследования Перед разработчиками образовательного стандарта для факультета медиа коммуникаций стояла задача составить список ключевых компетенций, на развитие которых будет направлен учебный процесс на факультете. Новый стандарт был призван соответствовать актуальным потребностям медиа сферы в молодых специалистах.
Программная инженерия Высшая школа экономики, Москва, 2012 фото Об исследовании Цель - выявление потребностей работодателей в специфических по своим навыкам сотрудниках для работы в сфере медиа коммуникаций, а также описание текущего механизма трудоустройства в сегментах рынка труда, относящихся к сфере медиа. Задачи: Оценка удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников, реализуемой по существующим специальностям Составление портрета «идеального кандидата» для работы в сфере медиа коммуникаций Выявление трудностей, с которыми сталкиваются молодые специалисты при трудоустройстве и работе в сфере медиа, вследствие минусов полученного ими образования
Программная инженерия Высшая школа экономики, Москва, 2012 фото Дизайн исследования 30 интервью с представителями компаний- работодателей в сфере медиа Опрос сотрудников российских медиа-компаний (N=90) 3 фокус-группы с молодыми специалистами в сфере медиа Контент-анализ вакансий
Программная инженерия Высшая школа экономики, Москва, 2012 фото Взгляд работодателей: недостатки подготовки молодых специалистов Не хватает: Кругозора и эрудиции Грамотности и умения излагать свои мысли Умения взаимодействовать с различными контрагентами Навыков организации проектной работы Базового понимания новых технологий, особенностей коммуникации в интернете Понимания особенностей устройства и функционирования медиарынка Знания основ маркетинга
Программная инженерия Высшая школа экономики, Москва, 2012 фото Взгляд работодателей: недостатки подготовки молодых специалистов Работодатели сходятся во мнении, что факультеты журналистики не справляются с задачей подготовки специалистов с нужной квалификацией, что приводит к отсутствию профильного образования. В этой связи основным критерием при приеме на работу становится общая «адекватность» и желание работать в медиа. Таким образом, в медиа приходят работать также выпускники различных гуманитарных специальностей (напр., историки, филологи). Большинство наших вузов учат журналистике, при этом не просто журналистике, а журналистике, достаточно устаревшей и концептуально. На концептуальном уровне это журналистика даже не XX, а XIX века. Но с того момента так много поменялось и так много добавилось, что вообще говоря, представлять себе, что человек с этим набором знаний будет соответствовать потребностям современной индустрии, так скажем, наивно. [Медиахолдинг, заместитель генерального директора] Большинство наших вузов учат журналистике, при этом не просто журналистике, а журналистике, достаточно устаревшей и концептуально. На концептуальном уровне это журналистика даже не XX, а XIX века. Но с того момента так много поменялось и так много добавилось, что вообще говоря, представлять себе, что человек с этим набором знаний будет соответствовать потребностям современной индустрии, так скажем, наивно. [Медиахолдинг, заместитель генерального директора]
Программная инженерия Высшая школа экономики, Москва, 2012 фото Взгляд работодателей: недостатки подготовки молодых специалистов Новые вызовы текущей подготовке: Необходимость сочетания навыков создания контента и понимания сопутствующих менеджериальных и маркетинговых процессов Требование быстро осваивать новые медиа- технологии и интегрировать их в работу Спрос на «универсальность»: необходимость наличия хотя бы общего знания об особенностях работы с различным контентом
Программная инженерия Высшая школа экономики, Москва, 2012 фото Взгляд работодателей: портрет идеального работника ТОП 7 компетенций (из списка разработчиков стандарта ф-та медиа коммуникаций): Грамотность, умение составлять профессиональные материалы на русском языке. Способность оценивать творческую продукцию, ее потенциальную привлекательность для рынка. Свободное использование иностранного языка для делового общения. Проявление инициативы, способность брать на себя всю полноту ответственности, в том числе в ситуациях риска. Умение создавать проектные задачи для творческих коллективов, распределять задачи между творческими работниками и оценивать их деятельность. Умение добывать информацию из различных источников, взаимодействовать с пресс-службами, искать собственные источники информации. Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
Взгляд работодателей : портрет идеального работника Профессиональные качества Грамотность, написание текстов 2 + иностранных языка Понимание всего процесса подготовки и продвижения медиапродукта Ориентация в сфере медиа (тенденции/бизнес-процессы) Знание технологий «доставки» информации Ориентация на непрерывное обучение Профессиональные качества Грамотность, написание текстов 2 + иностранных языка Понимание всего процесса подготовки и продвижения медиапродукта Ориентация в сфере медиа (тенденции/бизнес-процессы) Знание технологий «доставки» информации Ориентация на непрерывное обучение Личностные качества Эрудированность, широкий кругозор Коммуникабельность, умение общаться с людьми Трудолюбие Личностный интерес к работе («Чтобы глаза горели») Умение работать в команде Личностные качества Эрудированность, широкий кругозор Коммуникабельность, умение общаться с людьми Трудолюбие Личностный интерес к работе («Чтобы глаза горели») Умение работать в команде Образовательный бэкграунд (не является определяющим) Наличие диплома «Эклектичное» образование Нежурналистское образование Образовательный бэкграунд (не является определяющим) Наличие диплома «Эклектичное» образование Нежурналистское образование Профессиональный опыт (необходим для трудоустройства на позиции выше стажера) Личное знакомство с разными этапами создания контента Работа в различных СМИ или «звездная» репутация в рамках одного медиа Опыт продвижения медиапродукта на рынке Профессиональный опыт (необходим для трудоустройства на позиции выше стажера) Личное знакомство с разными этапами создания контента Работа в различных СМИ или «звездная» репутация в рамках одного медиа Опыт продвижения медиапродукта на рынке
Программная инженерия Высшая школа экономики, Москва, 2012 фото Взгляд работодателей: каким должно быть образование в сфере медиа? Бакалавриат – базовая подготовка, формирование общих компетенций. Магистратура и последний год бакалавриата – «прицельная» подготовка к работе в отдельных сегментах медиарынка. Должно способствовать формированию аналитических и исследовательских навыков. Университет - среда для развития креативного работника, акцент на проектную работу. Практика и стажировки с реальным включением в медиа индустрию. Преобладание преподавателей-практиков и мастер- классы от «медиа-гуру».