Современный урок в специальном (коррекционном) классе.
Современный урок: должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление.
Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Современный урок - это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя.
Термин «коррекционно- развивающие уроки». Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного ученика. Речь идет об организации таких ситуаций на уроке, при которых у ученика интенсивно работают психические функции, направленные на решение педагогических задач. Учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.
Факторы, которые должны учитываться на любом в уроке в СКК а) каждое задание должно быть интересно и мобилизовать познавательную активность учащегося. б) обязательное включение в урок упражнений по развитию и коррекции высших психических функций, отдельных их компонентов, операций: внимания, памяти, восприятия и т. д. в) включить в урок выполнения учебных заданий, каждое из которых учитывает возможности конкретного ученика и отрабатывает навыки учебного поведения, навыки обработки учебной информации только что показанной учителем. г) систематический контроль учебного поведения каждого ученика; акцент на отношение ученика к выполняемому заданию.
С чего же начинается планирование коррекционного урока? Определение темы урока; Цели (дидактическая, коррекционно- развивающая, воспитательная); Наибольшая проблема заключается в формулировке коррекционных задач. В конспекте урока педагоги нередко пишут: коррекция и развитие памяти, внимания, мышления или ВПФ. Это неверно. Ведь все эти понятия являются очень обширными.
Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать. Что мы корригируем и как, с помощью чего, посредством чего. Например, корригировать и развивать аналитико- синтетическую деятельность на основе работы с предложениями деформированного текста. Воспитательную задачу мы предлагаем оставить следующую: воспитание мотивации к учению.
Типы и структура урока: Урок изучения нового материала: Орг. момент; Введение в тему; Изучение нового; Обобщение; Итог. Орг. момент; Проверка домашнего задания; Изучение нового; Закрепление; Итог. Орг. момент; Актуализация опорных знаний и представлений учащихся; Постановка проблемы; Устные отчеты учащихся; Итог. Орг. момент; Изучение нового; Обобщение; Закрепление; Итог.
Урок обобщения Вводный урок I. Орг.момент II. Актуализация знаний по теме III. Обобщение: а) обобщающая беседа б) программированные задания в) работа с учебником г) рассказы учеников д) самостоятельная работа IV. Итог. Аргументированная оценка отношения учащихся к изучению данной темы и их результативность в освоении данного материала. I. Орг.момент. II. Введение в тему. III. Актуализация опорных знаний и представлений. IV. Итог (Заключительное слово педагога).
Определив структуру урока, учитель выбирает методы работы на каждом этапе. методы по источнику знаний. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа. Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п. Практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно - практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение.
Существует классификация методов по характеру познавательной деятельности: Объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти). Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации). Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения). Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы). Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Нетрадиционные формы проведения уроков: урок-семинар; урок-диспут; урок-дискуссия; урок-лекции; урок-игра; урок-сказка; урок-путешествие; урок-экскурсия.
Использовать не как целый урок, а как этап урока. Дозированность связана с психофизическими и интеллектуальными особенностями учащихся.
Словарная работа Семантический план Технический план Подразумевает отработку вновь вводимых понятий в смысловом аспекте, т.е. в плане понимания значения слова учениками. Это четкое проговаривание нового слова, прочтение его, произнесение в различных словосочетаниях, грамматических конструкциях.
Классификация характеров обучения: Инструктивно-авторитарный. Личностно-значимый. Постановка предположений. Выдвижение проблемы. Обсуждение гипотезы. Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя). Поиск эмоциональных опор (иллюстрация. ТСО). Составление графического плана-опоры.
Спасибо за внимание!!!