План урока 1.Территория и население 2.Особенности российской модернизации 3. Политический строй и государственные символы 4. Социальная структура 5. Образ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО. План урока: 1.Территория и население Российской империи. 2.Особенности российской модернизации. 3.Политический строй. Государственные.
Advertisements

План урока. 1. Территориально-админист- ративное устройство. 2.Система управления. 3.Население. 4.Социальная структура. 5.Особенности российской модернизации.
Свод законов Российской империи делил население на: Дворян(личные и потомственные). Городские обыватели (купцы, мещане, ремесленники, почетные граждане).
История России 9 класс. Судьба самодержавной страны в весьма значительной степени зависит от личности монарха, от его административных талантов и государственного.
Территория Российской империи в н.20 века К н.20 в. Завершилось территориальное формирова-ние Российской империи. В нее входили Украина,Белоруссия,Прибалтика,Польша,Финляндия,Бессарабия,С.Кавказ,Закавказье,
Д/з § 1 (вопросы). План урока. 1.Территориально-административное устройство. 2.Система управления. 3.Население. 4.Социальная структура. 5.Особенности.
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX в.
Российская империя на рубеже веков Бочкарёва Т.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: Государство и российское общество в конце XIX - начале XX века
Россия на рубеже XIX-XXв.в. Государство и российское общество в конце 19-начале 20в.в.
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX в. Выполнила Васильева О.В., учитель истории МОУ «Семеновская ООШ»
Россия на рубеже XIX – XX веков.. План урока. 1.Российская империя: территория и население. 2.Особенности социально- экономического развития России в.
ДВОРЯНСТВО – господствующее привилегированное сословие; часть класса феодалов.
Российская империя на рубеже XVIII-XIX веков 8 класс.
Российское общество на рубеже столетий Преподаватель истории Профессионального училища 14 Заева Любовь Сергеевна.
Презентацию подготовил: учитель истории и обществознания МБОУ В(С)ОШ г. Данкова Липецкой области Лукьянов Алексей Николаевич.
Урок 1 Д/з Предисловие. План урока: 1.Территория России в к. XVIII века. 2.Население. 3.Сословный строй. 4.Экономический строй. 5.Политический строй.
Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв.. Учитель истории Сизинцева Т.А.
Социально-экономическое развитие пореформенной России Социальный строй? Экономический строй?
Россия на рубеже XIX – XX веков. Государство и российское общество.
Транксрипт:

План урока 1. Территория и население 2. Особенности российской модернизации 3. Политический строй и государственные символы 4. Социальная структура 5. Образ жизни

1. Территория и население Россия в начале ХХ века К началу ХХ в. завершилось территориальное формирование Российской империи. В нее входили Украина, Белоруссия, Прибалтика, Польша, Финляндия, Бессарабия, Северный Кавказ, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия. В зависимости от России находились Тува, Бухара, Хива. По площади (22 млн.кв.км.) Россия занимала 2 место в мире после Британской империи. Страна делилась на 81 губернию, 20 областей, 8 генерал-губернаторств и Великое Финляндское княжество.

1. Территория и население Состав населения Российской империи По переписи 1897 г. в стране проживало 128,2 млн.человек. Россия по этому показателю занимала третье место в мире (Британская империя, Китай). 57% составляли нерусские народы. Большая часть населения исповедовала православие. В стране исповедовали старообрядчество, протестантизм, католичество, ислам, иудаизм и буддизм. В Сибири ряд народов сохранял язычество.

2. Особенности российской модернизации В начале ХХ в. в России происходил переход к индустриальному обществу - началась модернизация. В России она имела свои особенности - нужно было догонять развитые государства, сохранялись феодальные пережитки, полный контроль со стороны власти привел к тому, что модернизацией были затронуты лишь отдельные стороны российского общества. Показатели Всего % от мирового Место в мире Национальный доход (млрд.руб.) 16,47,44 Валовое промышленное производство (млрд.руб.) 5,73,85 Длина железных дорог (тыс.км) 797,22

3. Политический строй Россия была абсолютной наследственной монархией. Император объединял в себе все ветви власти. При монархе был совещательный орган – Государственный Совет, подававший императору «мнения по вопросам законодательства». Царь руководил страной через Комитет министров, являвшийся высшей исполнительной властью, а церковью - через Синод. Сенат следил за законностью действий высших чиновников и имел право обнародовать законы. И.Репин. Заседание Государственного совета

3. Политический строй Гербом Российской империи был двуглавый орел с царскими регалиями – коронами, скипетром и державой. Государственный флаг – полотнище с тремя горизонтальными полосами – белой, синей и красной. Государственный гимн начинался словами «Боже, царя храни…».

4. Социальный строй Свод законов Российской империи делил население на: Дворян (личные и потомственные), Городские обыватели (купцы, мещане, ремесленники, почетные граждане), Сельские обыватели (крестьяне и казаки). Но постепенно на 1-й план выходило экономическое (классовое) положение. Общество делилось на помещиков, крестьян, буржуазию и пролетариат. Сословия российского общества к началу ХХ в.

4. Социальный строй Модернизация экономики в начале ХХ века сопровождалась изменениями в социальной структуре общества. Сословные перегородки разрушались, деление на сословия дополнялось и вытеснялось делением на классы. 1. Наиболее могущественным с экономической точки зрения являлась буржуазия, но ее численность была не велика (30 тыс.чел. к 1910 г.) и она не имела политических прав. 2. Значительную часть общества составляли наемные рабочие (13 млн.чел. к началу ХХ века). Они жили в тяжелых условиях – продолжительный рабочий день, отсутствие социальных гарантий, низкая зарплата. У этого класса не было никаких политических прав. 3. Высшей социальной группой было поместное дворянство. Им принадлежали огромные земельные владения, но большинство дворян не смогли приспособиться к новым формам ведения хозяйства и постепенно разорялись. 4. В начале ХХ века быстро увеличивалась численность интеллигенции (адвокаты, врачи, преподаватели, люди творческих профессий). К 1917 г. их насчитывалось около 1,5 млн.чел.

4. Социальный строй Бытовые условия жизни наемных рабочих были крайне тяжелыми. Попытки борьбы за свои права жестко пресекались. Создание организаций для защиты своих прав было запрещено, за участие в стачках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев. Путиловский завод

4. Социальный строй Развитие капитализма в деревне привело к значительному расслоению среди крестьян. С одной стороны были зажиточные крестьяне (кулаки, использовавшие наемный труд), а с другой стороны безлошадные хозяйства.

4. Социальный строй Крестьянство составляло большинство населения. Оно входило в самоуправляющиеся сельские общины, объединенные в волость. Круговая порука ограничивала свободу передвижения крестьян. Крестьяне с.Богородское Нижегородской губернии Община выбирала старосту и сборщика податей. Крестьян судил волостной суд. Характерными чертами крестьянства были патриархальность, монархизм и православие. Суровый быт погружал их в мир суеверий, примет и обрядов. Грамотность сельского населения составляла всего 17,4% (по переписи 1897 г.)

5. Образ жизни 80% населения проживало в сельской местности, треть городских жителей проживали в крупных городах. В Петербурге было больше 2 млн., в Москве почти 2 млн. жителей. Образ жизни городского населения западных районов приближались к уровню индустриальной эпохи. В городах велось многоэтажное строительство, появилось электрическое освещение, лифты, водопровод, телефон. На улицах городов, наряду с извозчиками, были трамваи и автомобили.

5. Образ жизни Сельские жители придерживались традиционного уклада жизни, вековых правил и норм поведения. Многие народы окраин находились на родоплеменном уровне. Грамотным был 21,2 % населения, высшее образование имел 1%, среднее 4%. На просвещение Россия тратила 43 коп. в год на человека (Германия, Англия 4 руб. США 7 руб.). Жители Енисейской губернии

Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу

Домашнее задание 1. Изучить параграф 1 2. Вопросы стр.11 (устно) 3. Знать основные термины и понятия