Гжель Гжель – белое, синее... Лёгкие плавные линии. Цветы нездешние яркие Кажутся неба подарками. Гжель – ремесло древне – русское – Баловались деды искусствами, Узоры, в орнамент сплетая, света чуть – чуть добавляя.
История появления Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам»
Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни
Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, курганов, квасников.
В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и фарфор.
Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей- подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папенька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков», «писарих», а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - «Ф-А-АбРИКУ» открывали.
Особенности Костяной фарфор обычно белого цвета, с едва уловимым оттенком топленого молока. Если чашку из такой керамики поднести к источнику света, она просвечивает. Чистоту фарфоровой массы легко проверить, если вглядеться в блики на поверхности. Так хорошо просматриваются все ненужные примеси. Поэтому качественный костяной фарфор никогда не расписывают целиком. Красота белизны материала должна подчеркиваться рисунком, а не скрываться.
Белый цвет фарфора играет роль контрастного фона. И главная задача художника распределить остальные цвета таким образом, чтобы узор получился гармоничным и сбалансированным. Орнамент создает общую композицию с «взвешенным» центром.Но не только кобальтовые оттенки составляют богатую палитру гжели. Современные мастера смогли воссоздать многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной. Эта техника используется при нанесении узоров на особую керамику костяной фарфор. Материал был открыт в Англии в 1750 году.
Современное искусство гжели сложно и многообразно. Эта керамика наиболее яркая, поэтичная и запоминающаяся среди русских промыслов. Популярны в России и во все мире традиционные фарфоровые изделия с кобальтовыми (синими и голубыми) узорами. Казалось бы одноцветная роспись должна сделать изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально
Художественная мастерская Игоря Ковалева – первая в мире, кто соединил в единое произведение искусства два столь разных направления Гжель и Swarovski. Готовые произведения не похожи ни на что. Гжель, инкрустированная кристаллами Swarovski (Сваровски), ручная роспись, авторская работа.
Иногда гжель бывает зеленого цвета,но это скорее исключение,чем правило.
Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей. Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель. Рядом с осинками в синих косынках Синие гроздья на синих рябинках, Синие зори и синие птицы, С этой красою ничто не сравнится. Звонкими волнами кружатся краски, Чтобы блестели анютины глазки. Льется узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде он не смог повториться.