«Забытое ремесло» Городская научно-исследовательская конференция учащихся 9-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений «Интеллектуалы XXI века» Выполнила: Коновалова Ксения ученица 8 класса МБОУ «ООШ14» Руководитель работы: учитель истории Пяткова Татьяна Леонидовна
Актуальность моей работы заключается в том, что любой житель нашей страны должен не только знать ремёсла и их виды изделий, но беречь, уважать и гордиться ими.
Цель работы – сохранить и привлечь внимание молодого поколения к ремёслам не только города Троицка но и России.
Задачи: Раскрыть понятия: «шорник» и «шорничество»; изучить, виды шорных изделий; выявить, как ремесло переросло в производство; познакомиться с шорниками города Троицка; изучить литературу и Интернет-ресурсы по шорничеству; провести опрос жителей нашего города и анкетирование учащихся нашей школы 6-9 классов; вызвать интерес у учащихся по данной теме.
Объект исследования – шорное ремесло. Предмет исследования – шорничество города Троицка. Гипотеза: действительно ли шорники и шорное ремесло сохранилось в нашем городе?
Методы работы: Дедуктивный метод; этнографический метод (опрос, анкетирование); метод описания; компаративный метод (сравнительный анализ, сбор и обработка информации).
Практическая значимость: данную исследовательскую работу можно использовать на уроках истории, краеведения, географии, окружающего мира, природоведении и классных часах.
Шорник – это ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения ее поля зрения. В более широком смысле шорник это специалист по конской упряжи.шор лошадей
Шорничество – это ремесло шорника.
«Шорник – полковник; портной – майор; …»
Узда Постромки Вожжи Упряжь Подпруга Недоуздок Хомут Седёлка Чересседельник Узда Постромки Вожжи Виды шорных изделий Упряжь Подпруга Недоуздок Вожжи Хомут Седёлка Чересседельник Узда
Виды сёдел Казачье Вьючное Вольтжировочное Кавалерийское
Первый небольшой кожевенный завод в Троицке был открыт богатым купцом Абдулвали Яушевым в 1850-х годах
Из ведомостей Оренбургской губернии: в 1898 году в Троицке было 5 кожевенных предприятий, где трудилось 69 рабочих кожевников; в 1899 году в нашем городе на кожевенных заводах богатых купцов было 164 рабочих кожевника 1889 г.
К 1903 году владельцами кожевенных заводов в городе Троицке были купцы: Яушев Латыф Гансиевич, Утробин Григорий Денисович, Осипов Александр Иванович
Рахматулин Рахмин Гаттарович Шорник в поколении
Шорное ремесло передалось Рахмину Гаттаровичу по наследству, от деда Ганеева Ахмета.
Шадымов Александр Павлович
Шорные изделия Александра Павловича
Результаты социологического опроса жителей города: В опросе участвовало 100 жителей нашего города. 1).Знаете ли вы, что такое шорничество? Результаты: ответы жителей города. Да (знают) – ответили 16 человек; нет (не знаю) – ответили 84 человека. Вывод: 84% жителей нашего города не знают, что такое шорничество. Вывод: проанализировав ответы респондентов, я выяснила, что большинство жителей нашего города не знают, что такое шорничество.
Результаты анкетирования учащихся 1-группы: В анкетировании участвовало 45 учащихся 6 и 7 классов. 1). Знаете ли вы, кто такой шорник? Результаты: ответы учащихся. Кто, такой шорник? Все учащиеся ответили - нет. Вывод: 100% учащихся не знают, кто такой шорник. 2). Знаете ли вы, что такое хомут? Результаты: ответы учащихся. Что, такое хомут? Знают – 7 человек; не знают – 38 человек. Вывод: 84% учащихся не знают, что такое хомут. 3). Знаете ли вы что, такое ремесло? Результаты: ответы учащихся. Что, такое ремесло? 21 человек - смог дать более точный ответ; 5 человек – ничего не ответили; 19 человек - не знают. Вывод: 46% знают, что такое ремесло.
Вывод: проанализировав ответы респондентов, нам стало понятно, что большинство учащихся 6-9 классов обладают неполными знаниями о ремёслах. Учащиеся затруднялись объяснить, что такое «шорничество» и кто такой «шорник», а также не смогли ответить, что изготавливает шорник, из чего мы сделали выводы, что у учащихся нечетко сформулировано понятие о ремёслах и их изделиях. После демонстрации исследования учащиеся получили полные ответы на предложенные вопросы и расширили свои знания в этой области.
Народные ремёсла России – это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру.
Спасибо за внимание