О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Сентябрь 2014
Текущая модернизация нормативной базы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 2 Создание подзаконных нормативных актов Отдельное лицензирование исключительного электронного обучения Полномочия вузов снижать стоимость ниже норматива и варьировать стоимость по технологии Другие требования к организациям: 1) общие требования к обеспечению функционирования ЭИОС; 2) требования к наличию в ЭИОС электронного методического обеспечения, позволяющего освоить образовательную программу и провести оценку результатов обучения. Повышение рентабельности, сокращение срока возврата инвестиций, возможность конкурировать на иностранных рынках дистанционного обучения Центры доступа к услугам электронного обучения (новый вид филиалов образовательных организаций, не реализующих программы) Возможность работы в регионах, обеспечение освоения образовательных программ без приезда в вуз с сохранением качества за счет контроля условий, прямого контакта тьюторов с обучающимся, сочетания с работой базовых кафедр при предприятиях
Следующий этап развития электронного обучения 3 Введение новой формы получения образования в 273-ФЗ Прием без конкурса и в любое время года Прием без ЕГЭ Объявляя набор на исключительно электронное обучение вуз обязан брать всех желающих (на платной основе) Преодоление порога ЕГЭ является условием получения допуска к итоговой аттестации, а не к началу обучения Отсутствие ограничений на сроки обучения Свободный ритм освоения образовательной программы (при обучении на платной основе), зачисление для освоения любой части программы (с учетом входных требований курса), фиксация накопления достижений с допуском к итоговой аттестации при достижении нужного уровня
Проект показателей аккредитационной экспертизы 4 В случае применения электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при расчете следующих показателей, контингент обучающихся уменьшается на количество обучающихся исключительно с применением ЭО, ДОТ: – Общая площадь помещений на обучающегося – Обеспеченность крытыми спортивными сооружениями – Обеспеченность помещениями для самостоятельной работы обучающихся В случае реализации образовательных программ в образовательной организации исключительно с применением ЭО, ДОТ не применяются следующие показатели: – Обеспеченность пунктом питания – Обеспеченность пунктом медицинского обслуживания – Доступная архитектурная среда для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – Объем расходов на обучающегося постатейно (для ФГОС)
Требования ФГОС 5 Перечень направлений подготовки, при реализации образовательных программ по которым будет запрещено исключительное применение ЭО,ДОТ будет включать только направления, связанные с гос. тайной, экспортным контролем, творчеством и медициной Изменения во ФГОС 3.5: – Исключены требования по площадям – В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся приобретать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью. – В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
Требования ФГОС 6 Требования к электронной информационно-образовательной среде во ФГОС 3.5: Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать: – доступ к учебным планам образовательной программы, индивидуальному учебному плану обучающегося, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, обеспечивающим все виды работы в соответствии с рабочими программами дисциплин (модулей), практик, средства для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации по дисциплины (модуля); – фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; – в случае применения дистанционных образовательных технологий синхронное и/или асинхронное взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет; – в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение в течение периода освоения образовательной программы работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны участников образовательного процесса;