Контрольное тестирование по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»
Вариант 1 Вариант 2 Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении. 1. Седой. 2. Бархатный Подберите синонимы к выделенным словам. 1. Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести. 2. Нет ни в чём удачи Подберите синонимы к существительным: 1. Клевета. 2. Ловушка. 3. Маслины Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении. 1. Прямой. 2. Высокий Подберите синонимы к выделенным словам. 1. Думать надо было раньше! 2. Девочка ещё слишком мала, чтобы идти в школу Подберите синонимы к существительным: 1. Набор. 2. Маска. 3. Оливки
Подберите слова-синонимы к фразеологизмам: 1. Кот наплакал. 2. Во всю прыть. 3. В тот же миг Подберите антонимы к существительным: 1. Потепление. 2. Простота. 3. Расцвет Подберите антонимы к словам, обозначающим признак: 1. Расширенная программа. 2. Маленький домишко Подберите антонимы, имеющие приставки пре- / при- к данным словам: 1. Отсутствие. 2. Безобразный. 3. Уважение. 4. Удалиться Исправьте ошибки в употреблении паронимов: 1. Мне нужно успеть купить абонент в бассейн. 2. Это был умный, красивый, горделивый человек Подберите слова-синонимы к фразеологизмам: 1. Чуть свет. 2. В двух шагах. 3. Капля в море Подберите антонимы к существительным: 1. Правило. 2. Расширение. 3. Любовь Подберите антонимы к словам, обозначающим признак: 1. Глупый мальчик. 2. Свежее утро Подберите антонимы, имеющие приставки пре- / при- к данным словам: 1. Отсутствие. 2. Безобразный. 3. Уважение. 4. Удалиться Исправьте ошибки в употреблении паронимов: 1. На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака. 2. Ты совершил поступок и должен ответить за это
Из группы слов выделите устаревшие: книга, немолчный, неприкаянный, непочатый, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним однокоренные старославянизмы: 1. За золото они готовы забрать всё. 2. Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления. 1. Нельзя быть самолюбивым, нужно стараться всё отдавать людям, 2. Я хотел бы, когда вырасту, быть добрым, смелым, равнодушным Из группы слов выделите устаревшие: книга немолчный, неприкаянный, непочатый, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним однокоренные старославянизмы: 1. Река Нарова медленно катила холодные воды к морю. 2. Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления. 1. Кто крайний в очереди за билетом? 2. Мцыри - герой с красочной душой
Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме: 1. Определите лексическое значение слова в контексте. 2. Если слово многозначно, укажите другие значения. 3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое, б) переносное. 4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения. 5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении. 6. Подберите антонимическую пару к данному слову. 7. Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка. 8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении. 9. Определите, является ли слово устаревшим. 10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов: Операции сопровождались серьёзными потерями Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме: 1. Определите лексическое значение слова в контексте. 2. Если слово многозначно, укажите другие значения. 3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое, б) переносное. 4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения. 5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении. 6. Подберите антонимическую пару к данному слову. 7. Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка. 8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении. 9. Определите, является ли слово устаревшим. 10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов: Операции сопровождались серьёзными потерями