Анализ Сегментарной отчетности
Сегментарная отчетность - отчетность, раскрывающая информацию по отдельным сегментам деятельности организации. Требования и порядок формирования сегментарной отчётности сформулированы в ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденном приказом Минфина России от 27 января 2000 г. 11 н, которое в свою очередь было разработано на основе МСФО 14 «Сегментная отчетность». Сегмент - означает отрезок, часть чего-либо. Применительно к бухгалтерскому учету это понятие используется в том смысле, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо раскрывать обособленно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продажах разных товаров, работ, услуг или данные о продажах одного вида товара в разных регионах.
Сегментарную отчетность обязаны формировать коммерческие организации (кроме кредитных), для которых обязательным является выполнение одного из следующих условий: организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетности; организация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся по технологическому процессу, группам потребителей, способам реализации и т.п.; организация осуществляет свою деятельность в различных географических регионах.
Требования ПБУ 12/2000 не распространяются на субъекты малого предпринимательства. В данном нормативном акте определены следующие понятия: информация по сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бух галтерской отчетности организации; операционный сегмент - часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп това ров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным их группам; географический сегмент - часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в опре деленном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и при былей, имеющих место в других географических регионах деятельно сти организации; отчетный сегмент - отдельный операционный или географический сегмент, информация о котором является обязательной для раскрытия в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности.
Порядок составления сегментарной отчетности включает следующие этапы: определение отчетных сегментов; выбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организации; сбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров управленческого и финансового учета; раскрытие информации по первичному и вторичному форматам сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими предоставление информации по сегментам.
При выделении отчетных сегментов принимают во внимание следующие виды рисков: общеэкономические; валютные; кредитные; ценовые; политические.
Для признания сегмента отчетным необходимо выполнение следующих требований: значительная часть выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям; выручка от продажи внешним покупателям и операций с дру гими сегментами составляет не менее 10% общей суммы выручки; финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) состав ляет не менее 10% финансового результата всех сегментов; активы данного сегмента составляют не менее 10% суммы активов всех сегментов; на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если получено менее 75%, то должны быть выделены дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют «правилу 10%».
В составе первичной информации по отчетному сегменту в отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту: общая величина выручки; финансовый результат (прибыль или убыток); общая балансовая величина активов; общая величина обязательств; общая величина капитальных вложений в основные средств и нематериальные активы; общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые, дочерние общества и совместную деятельность.
Если вторичной информацией признана информация по географическому сегменту, то в отчетности раскрываются следующие показатели: величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта; балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов.
Если же вторичной признана информация по операционным сегментам, то в бухгалтерской отчетности должны быть отражены следующие показатели: выручка от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.
Чаще всего информация по операционным сегментам признается первичным форматом сегментарной отчетности и включает следующие показатели: общая величина выручки; финансовый результат (прибыль или убыток); общая балансовая величина активов (их суммарная величина вместе с нераспределенными между сегментами активами должна соответствовать сумме, отраженной по стр. 300 Баланса); общая величина обязательств (без учета задолженности по налогу на прибыль. Вместе с нераспределенными обязательствами она должна соответствовать сумме долгосрочных и краткосрочных обязательств организации); общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые, дочерние общества и совместную деятельность.
Так как менее проблематичной является идентификация выручки и финансового результата для выделенных операционных сегментов, становится возможным рассчитать следующие основные показатели деятельности сегмента: динамика выручки от продаж сегмента; удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом; динамика финансового результата сегмента; удельный вес финансового результата сегмента в общей вели чине финансового результата деятельности организации в целом; рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее динамика; расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их измене ние.