Современный урок: тенденции и возможности
АКТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ Мотивированность обучения Активизация обучения Индивидуально- -личностный подход Диалоговость в обучении Рефлексивность обучения
Активизация обучения Чем активнее учитель на уроке, тем сложнее проявить активность ученикам. Развивается только тот, кто активен
Николай Богданов- Бельский Устный счет. В народной школе. 1895
Дифференциация класса по уровню активности 8% - активные 30% - нейтральные 40% - пассивные 10% - агрессивные 12% - «нигде»
Что необходимо сделать? Больше возможностей для активности учащихся - в слове, в действии, в деятельности (продуктивной) Счастливый учащийся – это говорящий учащийся Изменить характер активности: Уменьшить реактивную активность Увеличить инициативную активность
Инициативная активность учащихся Инициативная активность возникает там, где есть выбор: - целей - содержания - средств и способов деятельности - предъявления (не предъявления) себя и своего результата
Приёмы и виды активизации Какие приемы активизации используете Вы?
Безусловно активизирующие, непроизвольная активизация Внешняя активизация, стимулирование реально действующие стимулы Внутренняя активизация, смыслообразующие стимулы Смена деятельности Контраст ощущений (по звуку, свету…) Необычность Неожиданность Новизна Движение Работа с экстатическими средствами (живой огонь, эффекты мерцания, бликования…) Вода Релаксационные паузы Музыка Размещение в пространстве … Работа в группах, в парах Поощрение Дидактические игры (соревнования, представления, ролевые...) Дискуссии, дебаты, мозговые штурмы Личность учителя Задачи с достаточной информацией известными средствами, предложенные учителем Дифференцированные задания Юмор Приемы критического мышления Наглядность, ТСО Интрига, провокация Парадокс Расширение ролевого репертуара учащегося Творческие задания Связь с личным опытом учащихся Индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно Поиск, исследование «Экспериментальное нащупывание» Самооконтроль Самоанализ Рефлексивные вопросы Обращение к личности учащегося Проблемы, предложенные учащимися (средства неизвестны, запуск поисковой, творческой активности) Задания с недостаточной информацией Тишина
Уровни развития познавательной активности По Г.И.Щукиной Любопытство Любознательность Познавательный интерес Познавательная активность
Реализация индивидуально- личностного подхода Учить диагностично, учить диалогично
Макрохарактеристикичеловека Макрохарактеристики человека ИНДИВИД СУБЪЕКТ ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Два вида индивидуализации Первый способ – дифференциация обучения: дифференцируется учебный материал по степени сложности, по типу способностей, по стилю актуализируемого мышления или другим параметрам. Основной вариант – групповая работа. Группы могут быть созданы на основе диагностических данных или по выбору участников на основе «букетной техники».
Психогеометрический тест
Индивидуализация Второй способ - создание индивидуальных образовательных траекторий. Движение по индивидуальной траектории происходит только в том случае, если ученику будут предоставлены возможности: - определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин; - ставить собственные цели в изучении темы или раздела; - выбирать формы и темпы обучения; - использовать способы учения, наиболее соответствующие его индивидуальным особенностям; - осуществлять самооценку и корректировку своей деятельности.
Рефлексивные вопросы для учащихся с разными способностями с рациональными: Что я понял? Что я узнал? В чем разобрался? с эмоциональными: Что понравилось? Что порадовало? За что себя могу похвалить? с деятельностными: Что удалось? Что получилось? Чему научился? В чем результат урока? с интуитивными: После урока мне захотелось… Сейчас я мечтаю о … На будущее я решил…