В.А. Степихова, доцент кафедры социально-педагогического процесса, к.п.н.
* Впервые упомянуто в работах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, С.Т. Шацкий) в 20-е годы. * В Педагогической энциклопедии тридцатых годов термин был представлен как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
* ПТ - «строгое научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя»
это последовательно развертывающиеся характеристики педагогического воздействия: направленность на инициирование субъектности ребенка, направленность на содержание свободного выбора ребенка как субъекта направленность на отношение как результат воспитания и основной объект воспитательного процесса.
гарантированность конечного результата проектирование будущего учебного процесса. - это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата, т.е. в данном случае - государственного стандарта. - совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм, речь идет о новом смысловом понятии.
* Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования * Осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающих в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальности субъектов, которые ее используют.
Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. Во-вторых, цель (конечная и промежуточная) диагностична и позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. В-третьих, технология – это проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
* с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; * анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; * комплексно решать образовательные и социально- воспитательные проблемы; * обеспечивать благоприятные условия для развития личности; * уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека; * оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы; * выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально- педагогических проблем
* Технологическая схема (карта) - условное изображение технологии процесса с помощью разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними
* Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей
* Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы; логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
* Предполагает возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов
Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
* Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
* Модели обучения: * 1) пассивная - ученик выступает в роли обучения (слушает и смотрит) * 2) активная - ученик выступает обучения (самостоятельная работа, творческие задания) * 3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель - равноправные субъекты (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
* Модель коммуникативной технологии: – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Можно выделить три режима информационного обмена
* Информационные потоки направлены от субъекта (обучающей системы) к объекту обучения (учащемуся), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого (режим лекции, традиционной технологии (разомкнутое - неконтролируемое и некорректируемое управление педагогическим процессом).
* Информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную умственную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики - субъекты учения для себя, учащие себя (режим технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития)
Информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток - от ученика к учителю. Информационные потоки или чередуются по направлению, или имеют двусторонний (встречный) характер.
* Обязательный компонент интерактивности. * микротехнологии, взаимодействие с конкретным ребёнком; * модально-локальные в качестве дидактических и организационно-деятельностных игр, коллективных творческих дел и т.д.; * микротехнологии (дистанционное обучение, компьютерные технологии, обучение иностранному языку в разговоре); * метатехнологии, как технологии социального воспитания, общественно-государственного управления, сетевые, телекоммуникационные технологии.
Задача учителя-ведущего в интерактивной технологии – направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников.
Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора ПНПО:
1)Работа в парах. 2)Карусель. 4)Работа в малых группах. 5)Аквариум. 6)Незаконченное предложение. 7)Мозговой штурм. 8)Броуновское движение. 9)Дерево решений. 12)Ролевая(деловая) игра. 15)Дискуссия. 16)Дебаты. 17) Мастерская