Создание учебных ситуаций средствами образовательной системы «Школа 2100» Живанская Наталия Львовна, руководитель учебно-методического отдела МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» г. Рыбинск, заслуженный учитель школы РФ
Образовательные технологии, реализующие деятельностный подход Уровневой дифференциации (явное выделение базового и повышенного уровня изучаемого материала) Создание учебных ситуаций (проблемное обучение) Проектное обучение (в процессе изучения учебных предметов, во внеурочной деятельности)
Учебная ситуация (совокупность обстоятельств, обстановка) - ситуация, специально сконструированная для систематического освоения конкретного учебного предмета
Двойственная природа учебной деятельности в учебной ситуации Научиться действовать: анализировать ситуацию; фиксировать затруднение; ставить цели; конструировать средства выхода из тупика Осваивать содержание учебного предмета: формулировать научные понятия; запоминать правила, порядок действий; применять полученные знания на практике
Рефлексия и самоанализ – универсальные способы перехода в режим саморазвития Ориентир на собственные ресурсы и проблемы позволяет органично встроить достижения науки в систему своей деятельности
Требования новой дидактики Дефициты учителей Ресурс ОС « Школа 2100 » Организация условий, провоцирующих детское действие Непонимание необходимости изменения ранее сложившейся практики проведения урока Личностно- Культурно- Деятельностно- ориентированные принципы, реализующие цель - развитие личности Реализация инновационных технологий Невладение авторскими технологиями Технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология проблемно- диалогического обучения. Технология оценивания учебных успехов учащихся проблемно Дифференциация содержания образования Неумение использовать предметное содержание для создания на уроке учебной ситуации Получение новых образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных Подмена цели развития детей в образовательном процессе формальной целью изучения учебного материала Диагностические Диагностические материалы по отслеживанию уровня развития метапредметных и личностных результатов
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации. 1. С удивлением между двумя положениями; между житейским представлением и научным фактом 1. Предъявить противоречивые факты. 2. Обнажить житейское противоречие вопросом, практическим заданием на ошибку. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. 2. С затруднением: явным скрытым между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя 3. Дать практическое задание: невыполнимое вообще; несходное с предыдущим. 4. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; показать неприменимость старых знаний. 5. Проблемный вопрос (ответ сходу невозможен)
Спасибо за внимание!