Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 44«Родничок» Боркивец Наталья Андреевна учитель - логопед.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 4 города Новокуйбышевска городского округа.
Advertisements

Технология коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников в условиях специализированного психологического центра.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг.
Департамент образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования Государственное учреждение Детский Сад комбинированного вида 1033.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР Из опыта работы учителей- логопедов МБДОУ Советского района г. Краноярска:
Учитель-логопед МБДОУ 162 Антишина О.Н. г. Архангельск Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
Презентация образовательной программы комбинированной средней группы.
Автор: Учитель-логопед Климчук Наталья Ивановна..
Автор - учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н.В.Нищева Санкт-Петербург 2014.
МДОУ «Березовский детский сад комбинированного вида 1» Тема проекта: «Волшебный мир звуков и букв» Срок реализации проекта: 2008 – 2010гг. Сысуева Ольга.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития детей «Детский сад 29» г.
Принципы реализации инновационных технологий на логопедических занятиях: Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Системный подход.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Взаимодействие учителя – логопеда с родителями детей - логопатов Учитель – логопед Коклемина Н. В. МДОУ детский сад «Родничок» 2011 – 2012 уч. г.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе «Водные приключения» Подготовила: учитель-логопед.
Транксрипт:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 44«Родничок» Боркивец Наталья Андреевна учитель - логопед 1 квалификационной категории

«Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры и наглядное моделирование» Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций

Формирование грамматического строя речи ( детей с нормой речевого развития ) Павлов И.П. – высказал мысль, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа Гвоздев А.Н. - раскрыл закономерности усвоения грамматической стороны речи Гвоздев А.Н. 3 Павлов И.П.

Особенности грамматического строя речи детей с ОНР Трауготт Н.Н, Левина Р.Е., Шаховская С.Н, Мастюкова Е.М., Грибова О.Е – формирование грамматического строя речи отстает от возрастных норм. Жаренкова Г.И. - недоразвитие активной речи, речевого опыта детей. Левина Р.Е. – ограниченность вариативности слова. Трауготт Н.Н. - отсутствие чувства языка, затруднение в переносе усвоенной речевой модели слова. 4

Актуальность 5 целевые ориентиры ФГОС ДО: ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен хорошо владеть устной, грамматически правильно оформленной речью.

Методики Нищева Н. В., Коноваленко В. В., Колесникова Е. В. - формирование словообразования через морфологическую систему языка. Громова О. Е., Курдвановская Н. В. - словообразование как основное средство пополнения словарного состава языка. Забродина Л.В. И Ренизрук Е.С. - разработали методику по коррекции лексико-грамматических средств языка через текстовую технологию. 6

Моделирование - приём образования ассоциаций, с помощью которого увеличивается объём памяти, улучшается запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 7 Прием Эффективность Играсоздает дополнительную мотивацию, повышает интерес детей к деятельности, способствуя развитию самостоятельности и инициативы у детей Моделирование повышает процесс запоминания, активизирует внимание детей и облегчает выполнение заданий словесных операций осуществляет компенсации за счет опоры на сохранные функции (обходной путь) Игра и моделирование позволяют детям в дальнейшем самостоятельно пользоваться полученными навыками

Цель коррекционной работы Формировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыки словообразования посредством использования дидактических игр и наглядного моделирования. Задачи: Развивать умения грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Формировать навык образования имен существительных суффиксальным способом. Формировать навык словообразования прилагательных от существительных. Формировать навык словообразования приставочных глаголов. Развивать умение образовывать однокоренные слова и оперировать ими в речи. Развивать умение образовывать слова путём слияния двух основ. 8

Содержание деятельности Дети РодителиПедагоги Занятия по подгруппам и индивидуально. Мониторинг с целью отслеживания сформированности навыка словообразования. Знакомство с проблемой исследования на родительских собраниях, семинаре – практикуме, вечере досуга. Индивидуальная работа, беседа. Разработка и внедрение рекомендаций по планированию коррекционной работы в режиме дня. Знакомство педагогов с дидактическими играми, моделями для развития словообразования у детей дошкольного возраста. Индивидуальные консультации. 9

1 ЭТАП ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Существительные ПрилагательныеГлаголы Образование уменьшительно- ласкательных существительных с продуктивными суффиксами - К, -ИК, -ИЧК-, -ЧИК Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН- (мамина, папина) Дифференциация совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов «Большой - маленький» «Чей предмет?»«Чем отличаются слова» 10

2 ЭТАП ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Существительные ПрилагательныеГлаголы Образование а) уменьшительно- ласкательных существительных с малопродуктивными суффиксами -УШК-, ЫШК-, -ЫШЕК-, -ИЦ, -ЕЦ-, -Ц б) существительных с суффиксами -НИЦ-, - ИН-, -ИНК Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -ИЙ без чередования; б) относительных прилагательных с суффиксами -ОВ-, -ЕВ-, -ЯНН-, ЕНН-, -Н. в) качественных прилагательных с суффик­сами –ОВАТ, -ЕВАТ. г) уменьшитель­но-ласка -тельных при­лагательных с суффик­сом –ЕНЬК. Образование а) глаголов с приставками В-, ВЫ-, НА- (влетел вылетел, налил вылил); б) глаголов пространственного значения с приставкой ПРИ" (прибежал, прилетел) «Волшебный паровозик»«Два брата ИК и ИЩ»«Чей хвост? Чья голова?» 11

Опорные схемы «Волшебная дорожка». Родственные слова к слову «гриб» Авторские схемы 12

3 ЭТАП ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Существительные ПрилагательныеГлаголы Образование названий профессий мужского и женского рода Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -ИЙ с чередованием б) относительных прилагательных с суффиксами -АН-, -ЯН-, -СК-, -ЕСК. в) качественных прилагательных с суффиксами -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ. Дифференциация глаголов пространственного значения с различными приставками С-, У-, ПОД-, ОТ-, ПЕРЕ-, ЗА- ДО и др. «Чей хвост? Чья голова?» Мы придумали сами. «Речевой» кубик 13

Образование относительных прилагательных. «Антонимы. Глаголы» Образование прилагательных из двух основ. Образование существительных из двух основ. 14

Работа с педагогами группы -Консультации: «Что такое моделирование?»; -Тренинг «Игры и упражнения с родственными словами» -Обсуждение вариантов организации коррекционной работы по заданию учителя- логопеда -Использование заданий на словообразование в совместной деятельности воспитателя и детей 15

Работа с родителями Семинар – практикум: «Формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР» Вечер досуга: «Раз - словечко, два – словечко» 16

Результаты работы 17 10% 20% 50% 10% 70% 50%

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт –Петербург Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией Санкт –Петербург КАРО Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва Горюнова Т.П., Минашина В.С. Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития// Нарушен. речи у дошк. Москва Лебедева Л.В., Козина И.В. И. Игры и упражнения с родственными словами Москва Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения Санкт –Петербург ДЕТСТВО - ПРЕСС Опыт работы учителей – логопедов: Мальниковой Н.Е., Вастаевой А.Т, Емельяновой Н.И., Лакомых С.М., Черниковой Н. Г. 8. Электронные образовательные ресурсы: Сборник "Дошколята" пр-ль: «EDUCATION MULTIMEDIA. Источник: prityazhatelnyih-prilagatelnyih/.html 18