ЛЕКЦИЯ 1
3 ЛЕКЦИИ 3 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ ( СЕМИНАРЫ ) ЭКЗАМЕН
ЛЕКЦИЯ 1 ЛЕКЦИЯ 1 Вводное занятие. Теория и методология истории. СЕМИНАР 1 СЕМИНАР 1 Древнерусское государство. Московское государство. ЛЕКЦИЯ 2 ЛЕКЦИЯ 2 Россия в Х VIII – начале ХХ вв. СЕМИНАР 2 СЕМИНАР 2 Советское государство в 1917–1930 гг. ЛЕКЦИЯ 3 ЛЕКЦИЯ 3 СССР накануне и в годы Второй мировой войны. СЕМИНАР 3 СЕМИНАР 3 Советский Союз в 1946–1991 гг.
ВОПРОСЫ : 1. Образование Древнерусского государства. Норманская и антинорманская теории. 2. Политическое устройство Киевской Руси. Система власти и управления ( место великого князя в системе власти, порядок наследования великокняжеской власти, роль дружины, вечевые собрания, административное устройство ). 3. Владимир I и начало массовой христианизации Руси ( причины, языческая реформа Владимира, выбор византийского христианства, значение, последствия ). 4. Политическая децентрализация на Руси : внутренние, внешние факторы, последствия. Татаро - монгольское иго и его последствия. 5. Формирование Московского централизованного государства : предпосылки, условия, особенности.
1. Происхождение истории 2. Теория формаций ( исторический материализм ) 3. Теории цивилизаций 4. Современное понимание предмета истории и основные направления развития исторической науки в ХХ в. 5. Методология истории как специальная дисциплина 6. Роль истории в жизни общества
Любой процесс развития в природе и обществе Процесс развития человеческого общества Наука, изучающая развитие человеческого общества
КЛИО – МУЗА ИСТОРИИ В древнегреческой мифологии одна из девяти муз, покровительствующих искусствам. Изображалась с грифелем и папирусным свитком в руках.
Жил в Античной Греции, в V веке до нашей эры. Понимал под « историей » изложение событий, исходящее из уст очевидца или опирающееся на реальные свидетельства. Считал историком человека, который расспрашивает путешественников, « распознает » мир.
Жил в Афинах, в IV веке до нашей эры. Был учеником Платона и воспитателем Александра Македонского. Предпринял первую классификацию научных знаний. Отделил историю от поэзии и театра
В эту эпоху складывается понимание истории, близкое современному : История как само прошлое человечества История, как рассказ об этом прошлом
1) реальное в противовес химерическому : 2) полезное в противовес негодному ; 3) достоверное в противовес сомнительному ; 4) точное в противовес смутному ; 5) организующее в противовес разрушительному. Вывод : Наука не должна заниматься вопросом, почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит.
Исторический материализм ( марксизм ) Создал экономист и философ Карл Маркс ( ) На основе этого учения будут разработаны современная экономическая теория и все коммунистические идеологии
Это особый тип социально - экономической жизни общества, складывающийся на определенном этапе развития. Все формации базируются на собственном СПОСОБЕ ПРОИЗВОДСТВА и ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАССАХ. Формации сменяют друг друга по мере развития социального и технического прогресса
Коммунизм Капитализ м Феодализ м Рабовладельческое общество Первобытно-общинный строй
Согласно Марксу, общество строится на отношениях эксплуатации человека человеком Основа эксплуатации – ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ ( остаток материальных благ, остающийся после потребления ) Цель общественного развития – создать общество, где не будет отношений эксплуатации.
Нет отношений эксплуатации Капиталисты / рабочие Феодалы / зависимые крестьяне Рабовладельцы / рабы Нет отношений эксплуатации
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – локальный, замкнутый тип культурного развития, обладающий уникальными характеристиками экономики, политики, религии, искусства и т. д. Группируется на базе определенного региона или страны ( цивилизации Китая, Индии, античного Рима, Европы, России и т. д.)
Русский ученый, годы жизни Создал теорию « культурно - исторических типов », т. е. цивилизаций, развивающимся подобно организмы « Панславист », верил в особую мировую миссию России
Немецкий мыслитель. Написал книгу « Закат Европы », ставшую бестселлером. В ней он развил теорию мировой культуры как « множества замкнутых организмов ».
Английский историк и социолог Развил учение о локальных цивилизациях Предложил теорию Вызова - и - Ответа, чтобы объяснить их зарождение.
Русский историк и этнолог, сын поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилева 14 лет провел в сталинских лагерях Создал теорию пассионарности, написал на ее основе свою версию происхождения этносов
( фр. École des Annales) историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Направление возникло и группировалось вокруг французского журнала « Анналы ». Замена классической « истории повествования » « историей проблемой », Попытка создать « тотальную » историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи экономические, социальные, культурные. В центре исследования - не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом.
- это исходные способы истолкования исторического материала, принятые в науке подходы к изучению истории Принцип историзма – понимание любого явления в его историческом развитии Принцип системности - раскрытие целостности объектов через изучение их внутренних связей. Принцип объективности - обязательность непредвзятого отношения к предмету исследования.
- это специальные приемы научного исследования, применяемые в истории
- понятия, которые отражают наиболее общие и существенные связи изучаемого мира Историческая закономерность – причинно - следственная событийная цепь, сложившаяся на основе объективных предпосылок и условий Исторической случайности - уникальные, индивидуальные причины событий, способные нарушить закономерный ход истории Историческая необходимость – ведущая тенденция развития общества, коренящаяся в объективных условиях, но не являющаяся неизбежностью. Альтернативность в истории – признание многообразия исторического процесса, в котором есть разные возможности развития тех или иных событий, одна из которых – воплотиться в действительность.
- совокупность представлений общества и отдельных социальных групп о своем прошлом и прошлом человечества.