«Новая» фразеология в публицистике» Презентация для урока русского языка или урока МДО /междисциплинарного обучения/ учителя МОУ лицея «Созвездие» №131 Муравской Г.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
Advertisements

МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Устойчивый оборот речи, свойственный определённому языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ Урок русского языка 8 класс.
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Фразеологизмы Учительская презентация Давлятовой Г.К.
Фразеология русского языка. Фразеология как раздел науки о языке Фразеология (гр. phrasis выражение + logos учение) раздел науки о языке, изучающий устойчивые.
Презентация магистерской диссертации. Тема: Экономические термины в составе немецких, английских и русских фразеологизмов Магистрант кафедры немецкого.
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
Тип: урок «открытия» нового знания; Технологии: Здоровьесбережения; педагогики сотрудничества; самодиагностики; проектной деятельности. Решение проблемы:
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи современных школьников. Выполнили работу: ученица 5 класса Ветрова Екатерина,
Урок составила учитель русского языка и литературы Саенко Ксения Андреевна МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район 2013 г.
Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Странная картинка, не правда ли... А это не что иное как ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в прямом значении.
Фразеологизмы Презентация ученицы 6 «В» класса СГОУН Окорочковой Анастасии.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Фразеологизмы Фразеологизмы Урок русского языка в 6 классе.
Транксрипт:

«Новая» фразеология в публицистике» Презентация для урока русского языка или урока МДО МДО /междисциплинарного обучения/ учителя МОУ лицея «Созвездие» 131 г. Самара Муравской Г.А.

Цель работы : проанализировать периодические издания и выявить, насколько процесс «обновления» изменил фразеологические единицы.

Задачи работы : - дать определение фразеологизму, - рассмотреть типы фразеологизмов, - просмотреть периодические издания, - выявить степень изменения фразеологизмов в современном языке, - выявить факторы, влияющие на изменение языка в целом и фразеологизмов в частности.

Выделяют три типа фразеологических единиц Фразеологические сращения Фразеологические единства Фразеологические сочетания

Фразеологические сращения устойчивые сочетания, значение которых не выводится из значения отдельных слов : попасть впросак, бить баклуши, собаку съесть, с бухты - барахты, из рук вон, как пить дать

Из истории фразеологизма Выражение «съесть собаку» означает опытного в каком - то деле человека, знатока, мастера. А. Потебня считает, что оно сложилось из устоев крестьянской жизни, в которой одним из самых тяжелых занятий считалась косьба : «Косить умеют лишь немногие ; тот, кто этому научился, справляется со своей работой сравнительно быстро. Неопытный же человек на этой работе ощущает такой голод, что, кажется, мог бы съесть собаку».

Фразеологические единства устойчивые сочетания, значение которых отчасти связано с семантикой составляющих их компонентов, употребленных в образном значении : зайти в тупик, бить ключом, плыть по течению, держать камень за пазухой, водить за нос.

Фразеологические сочетания устойчивые обороты, в которых одно слово имеет фразеологически связанное значение : потупить взор ( голову ) ( в языке нет устойчивых словосочетаний потупить руку, потупить ногу ).

Фразеологические выражения это устойчивые в своем составе и употреблении фразеологические обороты, которые не только являются семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободным значением «любви все возрасты покорны» «волков бояться – в лес не ходить»

Преобразование фразеологических единиц 1. замена одного или нескольких слов фразеологической единицы ; Семь раз отмерь, один – подпиши ср.: Семь раз отмерь, один отрежь 2. расширение фразеологизма за счет введения добавочных слов ; Наш продовольственный воз и ныне там ср.: А воз и ныне там

Преобразование фразеологических единиц 3. усечение фразеологической единицы ; Мели, Емеля… ср.: Мели, Емеля – твоя неделя

Публицистический стиль стиль речи, обслуживающий широкую сферу общественных отношений : культурных, спортивных, общественно - политических и др. Наиболее полно публицистический стиль проявляется в газетах и общественно - политических журналах, отчего его называют также газетно - или журнально - публицистическим

Публицистическому стилю присущи две основные функции - информационная - воздействующая Журналист сообщает о фактах и дает им оценку. Взаимодействие этих двух функций и определяет употребление слова в публицистике.

Преобразованные фразеологизмы на страницах газет «Генерал вышел сухим из суда» - вышел сухим из воды «Трудовой мигрант – камень на шее российской экономики» - как камень на шее «Один в банке не доллар» «Один в поле не ежик» - один в поле не воин «Мотаем на Гус» - мотай на ус «Как с Гуса вода» - как с гуся вода «А пес и ныне там» - а воз и ныне там.

Заключение Итак, что же мы узнали ? Мы узнали : - Что такое фразеологизм - Виды фразеологизмов - Что такое публицистика - Зачем используют фразеологизмы в заголовках газет - Как изменяют фразеологизмы, чтобы сделать заголовки ярче

А самое главное – фразеологизмы были, есть и будут, ведь они обогащают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной. А самое главное – фразеологизмы были, есть и будут, ведь они обогащают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной.