Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края
Цели занятия: Познакомиться с изобразительно – выразительными средствами языка; Научиться находить их в тексте и осознавать их роль Научиться использовать в своей речи ИВС
Рассмотрите слайды. Подумайте, как можно при помощи слов передать красоту нашей родной реки Бикин. Трудно ли вам это сделать? А как вы думаете, почему? Сегодня мы будем учиться создавать художественные образы.
Средства художественной изобразительности. Средства художественной изобразительности делятся на 3 группы: 1. Словесные средства художественной изобразительности. 2. Тропы. 3. Фигуры речи
Средства художественной изобразительности. К ним относятся: Эпитет Сравнение Аллегория Перифраза Эвфемизм
ТРОПЫ. Это средства художественной изобразительности на основе переносного значения слов. К ним относятся Метафора Метонимия Ирония Гипербола Олицетворение Синекдоха Литота
ФИГУРЫ РЕЧИ. АНАФОРА ЭПИФОРА АНТИТЕЗА ГРАДАЦИЯ ОКСЮМОРОН ОСТРОТА ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПОВТОРЕНИЕ РЕФРЕН РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ УМОЛЧАНИЕ ЭЛЛИПСИС
ЭПИТЕТ. Это художественное определение. Эпитеты бывают: Цветовые ( малиновое поле) Метафорические (я люблю усталый шелест старых писем) Постоянные( красна девица, буйна голова, сырая земля, солнце красное) Эмоциональные (печальные поля, грустный закат)
Практическая работа. В стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» найти эпитеты и определить их роль.
Практическая работа. В сказке найти постоянные эпитеты. Вспомнить примеры постоянных эпитетов.
Домашнее задание. Придумать стихотворение или прозаическую зарисовку с использованием эпитетов.