Наличие в современной педагогике огромного количества педагогических технологий и их применение предполагают сотрудничество учителя и ученика, которое приносит результат.
Все великие достижения в педагогике появлялись при встрече личности учителя и личности ученика. Построение отношений «учитель - ученик» может рассматриваться как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Построение взаимодействия, сотрудничества в реализации программы образования ученика, искоренение равнодушия в отношениях между учителем и учеником, именно эти основания лежат в основе тьюторства.
Если в системе отношений учителя и ученика нет места для самостоятельного выбора и поиска, то подросток настойчиво ищет точку опоры для выражения своих интересов за пределами школы и семьи. Актуализация подобных проблем стимулирует поиск новых подходов, включающих средства, обеспечивающие развитие интересов и способностей ребёнка, учёт его индивидуальности и субъектности.
Для достижения этой цели недостаточно формировать, контролировать, оценивать и корректировать знания, умения и навыки. Необходимо развивать познавательную активность, самостоятельность учащихся, отслеживать динамику развития их познавательных интересов.
Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе - педагог, воспитатель или психолог? владеет учебным предметом, частной методикой, основами дидактики, но в меньшей степени обладает знаниями в области возрастной и педагогической психологии. владеет знаниями своей науки, но в меньшей степени знаком с учебным предметом и частными методиками. проводит свой контроль в форме проверочных работ проводит свой контроль - с помощью разнообразных тестов, анкет, тренингов.
Зачастую результаты педагогического контроля и психологического тестирования не совпадают и противоречат друг другу. Ребёнку приходится выполнять в течение учебного года большое количество работ, смысл которых ему вряд ли доступен, но которые создают для него стрессовую ситуацию.
для разрешения противоречия между целями и средствами образования необходимо «выращивание» педагога нового типа - педагога-наставника, который опираясь на основные, фундаментальные положения современной теории учебной деятельности, логики и теории построения научного знания, способен построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую выявлять познавательные интересы, сопровождать их развитие, использовать в обучении. Такой педагогической технологией станет тьюторское сопровождение. В переводе с английского языка tutor означает наставник. Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве; сопровождает процесс формирования личности обучающихся (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее)
Модель организации тьюторского сопровождения школьника Диагностика: выявление познавательного интереса учащегося (анализ результатов тестирования, наблюдений, бесед, анкетирования и т. п.), либо планирование следующего направления работы. Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини- исследования (творческой работы, проекта и т.п.). Составление карты поиска: где (в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос?
Выбор базового образовательного модуля (каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?): Научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование. Коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах. Игровой или ролевой – ролевая игра, деловая играю тренинг и т.п. Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированному вопросу-теме-проблеме.
Использование проектно-исследовательского метода отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся обогащает практику личностно- ориентированных технологий. Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе, должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя - вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы.
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования: «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций) «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов) «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др
Формы тьюторского сопровождения: Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося. Групповая тьюторская консультация.
Сфера тьюторской работы направлена на построение на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой) практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
Этапы взаимодействия с учащимся: осознание подопечным неопределенности наличной ситуации, необходимости ее достройки из прошлого и будущего построение временной «растяжки» (мое прошлое настоящее будущее); планирование шагов по достижению образа будущего сохранение независимости от чужих решений совместный с тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач процедура «договаривания» с другими о нормах жизни и действия переформатирование и «переозначивание» своих результатов и целей
Поиск в окружающем мире удивительных явлений, сказочных образов,примечательных и значимых объектов. Творческая продукция детей краткое представление интереса. Формирование способа и техники поиска и систематизации материала. Систематическое наблюдение какого-нибудь объекта, ведение дневниковых записей, сбор примечательных фактов. Оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов. Создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий Работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему. Изложение своего взгляда. Отстаивание позиции. Рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ. Умение вести диалог и спор со слушателями Составление таблицы-приложения. Выпуск книг и журналов Виды деятельности учащихся
Создание доброжелательного микроклимата - важная составляющая успеха тьютерского сопровождения.
Используемые интернет ресурсы. soprovozhdenie-shkolnikov.html