В 90-х годах 20-го века активно развивается понятие эмоциональный интеллект Платон и Аристотель – идея о взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики человека Дарвин- выпуск книги «Выражение эмоций у человека и животных» Э. Торндайк – Дальновидность в межличностных отношениях (социальный интеллект) Г. Олпорт – Социальный дар Айзенк – социальный интеллект- это развитие общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий
Говард Гарднер 1983 году говорит о понятиях внутриличностного и межличностного интеллекта. В частности, внутриличностный интеллект рассматривался им как "доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением»
Практика (образование, спорт, искусство, бизнес) сделала чрезвычайно востребованной способность человека понимать себя и других и эффективно взаимодействовать друг с другом на основе этого понимания, решать проблемы и реализовывать эти решения на основе командного взаимодействия. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ЭИ) соотносят с «пониманием» эмоций и чувств
Д.Гоулман об эмоциональном интеллекте ЭТО «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей»
ЭИ предстает как система двух понятий: отражения и регуляции, каждый из которых может быть обращен на себя и других людей самосознание и социальная чуткость саморегуляция и управление отношениями
МЕХАНИЗМЫ ЭИ «самосознание» - самопонимание испытываемых эмоций, своих сильных сторон и пределов своих возможностей, а также самооценка, адекватная этому пониманию «самоконтроль» означает, что «готовность держать под контролем свои разрушительные эмоции и импульсы, готовность к активным действиям и использованию всех возможностей, гибкость приспособления к изменяющимся обстоятельствам и гибкость в преодолении препятствий, демонстрация открытости и позитивности»;
«социальная чуткость» - это понимание тех чувств, которые испытывают другие люди и того, какой позиции они придерживаются, а также понимание того, кто именно способен влиять на происходящее «управление отношениями» - это умение убеждать других и вести их за собой, эффективное разрешение конфликтов и развитие социальных связей
«эмоциональный интеллект это умение личности управлять собой и отношениями с другими людьми»
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ? Эмо́ция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. К эмоциональным процессам относятся: эмоции, аффект, чувства и настроен ие.
Проявле ния эмоций
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований
В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, который, замыкая электроцепь, вызывал возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага, делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи
Х.М.Р. Дельгадо обнаружил центры "агрессивности и успокоения". Вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигналами агрессивность животного и даже выступал в бое с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавливалось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждал "центр успокоения"
Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий. Предполагается (Р.У. Сперри), что эмоции являются функцией правого полушария мозга. Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий. Предполагается (Р.У. Сперри), что эмоции являются функцией правого полушария мозга.
Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно- эмоциональную сферу.
Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце не случайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности.
Hpt- это высший центр регуляции внутренней среды организма Вся совокупность имеющихся в настоящее время данных свидетельствуют о том, что Hpt является ключевой структурой для реализации наиболее древней подкрепляющей функции эмоций
2. Миндалина (миндалевидное ядро). Это клеточное скопление величиной с орех. Эксперименты над животными показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха.
КЛАССИФИКАЦИИ ЭМОЦИЙ К. ИЗАРД: 1. Положительные эмоции. 1)интерес; 2)радость; 3)удивление. 2. Негативные эмоции. 1)страдание-уныние; 2)гнев; 3)отвращение; 4)презрение; 5)страх; 6)стыд; 7)вина.
ИЛЬИН Е.П. Выделяет 5 групп эмоций: 1)эмоции ожидания и прогноза: волнение, тревога, страх, испуг и отчаяние; 2)удовлетворение и радость; 3)фрустрационные – обида, разочарование, гнев, печаль; 4)коммуникативные – веселье, смятение, стыд.; 5)интеллектуальные – удивление, интерес, любопытство, чувство юмора.
ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ 1. Функция оценки: эмоции в непосредственном переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуации для достижения целей и удовлетворения потребностей. 2. Функция побуждения: на основе оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости т знака оценки («+» или «-») действия ч-ка могут быть направлены на: а) продолжение действий; б) прекращение; в) выбор действия. 3. Функция активации нервных центров и всего организма в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности ЦНС и ее отдельных структур. 4. Функция регуляции. Эмоции влияют на направленность и осуществление деятельности. Регуляция осуществляется через: а) эмоциональную оценку текущих событий; б) актуализацию опыта.
5. Функция синтеза. Эмоции соединяют и синтезируют в целое отдельные события и факты. Актуализация одного из элементов комплекса (это совокупность образов прямо или случайно связанных с ситуацией, в которой возникает сильное эмоциональное переживание) влечет иногда против воли самого человека воспроизведение в сознании других элементов. 6. Функция экспрессии. Часто эмоции сопровождаются органическими изменениями периферического характера (покраснения) и проявляется в выразительных движениях (мимике, жестах, пантомимике, вокал-голос). 7. Функция смыслообразования. Любую ситуацию можно представить как задачу на соотношение мотивов, которые характеризуют человека как личность. 8. Общая функция эмоций – внутренняя регуляция деятельности.
Воля – это… способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно и, не подчиняясь действиям внешних причин. Произвольность и над ситуативность основополагающие принципы волевого поведения.
Проявления воли Все действия человека можно условно разделить на непроизвольные и произвольные. К непроизвольным действиям относятся: безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения и действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В отличие от них, произвольные действия осуществляются под контролем сознания. Для их выполнения требуется та или иная степень волевого контроля. Воля может проявляться различным образом: для умножения усилий по пробиванию препятствия (1), для устранения препятствия (2), для удержания выбранного направления (3), в случае отклонения от выбранной цели.
Воля может проявляться различным образом: для умножения усилий по пробиванию препятствия, для устранения препятствия, для удержания выбранного направления в случае отклонения от выбранной цели. Действие воли проявляется не мгновенно, а занимает определенный период, за время которого в сознании человека происходит ряд событий. Цепочка внутренних процессов, происходящих в это время, называется волевым актом.
Структура волевого акта побуждение к совершению действия; оценка выгод и потерь различных вариантов действий; борьба мотивов; принятие решения действовать; волевое усилие; преодоление препятствий на пути к цели; достижение результата; положительное эмоциональное подкрепление волевых усилий.
Волевая регуляция – подключение непосредственно незначимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, это превращение заданного действия в личное, это соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями личности. интеллектуальные, Структура: мотив | Цель – задача – план – реализация | смыслообразование
Волю можно рассматривать как самоуправление – это самоуправление своим поведением с помощью сознания, что предполагает самостоятельность человека в: интеллектуальные, 1)принятии решения, 2)инициации и осуществлении действий, 3)контроле. Воля Воля По + Мо - Це + Пл – Осущ-е - Результат Наибольшее волевое усилие человеку необходимо: 1) в момент выбора мотива и принятия решения, 2) для начала осуществления деятельности.
ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ БЫВАЮТ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1. осознание цели и стремление достичь ее; 2. осознание ряда возможностей достижения цели; 3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4. борьба мотивов и выбор; 5. принятие одной из возможностей в качестве решения; 6. осуществление принятого решения; 7. преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Волевые качества личности Целеустремленность это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Инициативность это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы. Самостоятельность это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.
Решительность свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта. Энергичность это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Настойчивость это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство это неразумная воля. Организованность качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности. Дисциплинированность это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела. Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.
Формирование волевых качеств Воля это элемент сознания личности. Поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человекам контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую- либо сложную форму деятельности.