Исследования Остапенко Г.С. Формирование познавательной сферы детей с повышенным неустойчивым вниманием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Advertisements

Программа эксперимента по предупреждению и устранению негативных реакций детей дошкольного и младшего школьного возраста на процесс обучения Москва, февраль.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна в дошкольных образовательных организациях.
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
Трудности обучения младших школьников с недостаточным уровнем подготовки к школьному обучению МБОУ «Устьянская СОШ» Буторина И. В., педагог-психолог,
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Педагог-психолог –Костерина О.В. Педагог-психолог –Костерина О.В.
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
Транксрипт:

Исследования Остапенко Г.С. Формирование познавательной сферы детей с повышенным неустойчивым вниманием

Распределение неустойчивости внимания по группам Из 150 младших подростков, участвующих в эксперименте, выделены следующие группы: первая группа (36 человек, 24%) – учащиеся с неустойчивым вниманием в зоне «патологии», вторая- (88 человек, 58,7%) – группа с наименьшей выраженностью неустойчивости внимания (снижены объемы внимания), третья - (26 человек, 17,3%) – учащиеся, у которых неустойчивость внимания не выявлена.

Были выделены 5 типов: субнормальный, реактивный, активный, ригидный, астеничный. По результатам первого этапа исследования были выявлены три группы. Из этих трех групп: Первая группа характеризуется наличием учащихся с неустойчивым вниманием, находящихся в зоне «патологии». У этих подростков были диагностированы симптомы минимально-мозговых дисфункций по реактивному, астеничному типам. К этой группе следует отнести учащихся, у которых проявляются ригидный и активный типы, у них снижена концентрация внимания и присутствует неустойчивость внимания. Вторая группа - учащиеся - подростки и с наименьшей выраженностью неустойчивости внимания. Третья группа - учащиеся, у которых отклонения в процессе неустойчивости внимания отсутствуют, минимальные мозговые дисфункции не выявлены. продолжение

Степень выраженности акцентуации характера у подростков с неустойчивым вниманием Задача второго эксперимента – определение акцентуаций характера у подростков с неустойчивым вниманием. В результате исследований обнаружено следующее: 11,3% подростков с неустойчивым вниманием в зоне «патологии» имеют акцентуации по смешанному типу, 4% – по истероидному, 3,1% – по лабильному, 3% – по сенситивному; у 2,8% подростков акцентуации не выявлены. У учащихся группы малоодаренных и с неустойчивым вниманием, выраженным в меньшей степени, так определились акцентуации: по смешанному типу – у 10,6%, по истероидному – у 4,2%, по лабильному – у 6,4%, по гипотиму – у 7%, по конформному – у 9%, у 22% учащихся они не выявлены. В группе с отсутствием неустойчивости внимания акцентуации не определены у 16,5% подростков. Таким образом, у 58,6% подростков с неустойчивым вниманием выявлены акцентуации с преобладанием смешанного, конформного, истероидного, лабильного типов

Распределение уровней обучаемости у подростков с неустойчивым вниманием В процессе третьего эксперимента нужно было выявить изменение уровней обучаемости подростков с неустойчивым вниманием. При обработке результатов исследования установлено, что среди подростков с неустойчивым вниманием в зоне «патологии» и с меньшей выраженностью неустойчивости внимания 32% имеют показатели уровней обучаемости ниже возрастной нормы, 51,5% - показатели уровней обучаемости среднего или выше среднего уровня, 2,6% подростков не имеют неустойчивости внимания и показателей ниже среднего уровня обучаемости, 13,9% - не имеют неустойчивости внимания и показателей выше среднего уровня обучаемости.

Вывод Наличие неустойчивости внимания приводит к снижению показателей обучаемости, интеллект при этом не снижается. Неустойчивость внимания является одной из причин возникновения акцентуаций характера: смешанного, истероидного, лабильного, конформного типов. Большинство из этих подростков составляют «группу риска». Исследования по взаимосвязи неустойчивости внимания и акцентуациями характера требуют дальнейшего изучения и доказательства статистически достоверной связи. Подростки и дети с неустойчивым вниманием испытывают затруднения в межличностных отношениях среди сверстников. Следовательно, нужны определенные условия для формирования межличностных отношений у младших школьников и подростков с неустойчивым вниманием..Результаты констатирующего эксперимента позволили автору данной работы выделить главную задачу в создании и использовании системы по развитию психических явлений младших школьников и подростков с учетом психофизиологических и психических особенностей возрастных групп, при этом учитывалось такое обстоятельство, что нормализация отдельных типов минимальных мозговых дисфункций как причины неустойчивости внимания заканчивается к 6-7 классу. Необходимо способствовать поддержанию мотивации к обучению, отслеживая динамику и состояние нервной системы, своевременно определять наличие истощаемости нервных процессов, обеспечивать оптимизацию учебного процесса, развитие эмоционально- волевой сферы, так как эмоции играют исключительно важную роль в формировании личностных особенностей детей и подростков с неустойчивым вниманием.

Гистограммы контрольной и экспериментальной групп Гистограмма «на начало» занятий контрольной группы Гистограмма «на конец» занятий контрольной группы Гистограмма «на начало» занятий экспериментальной группы Гистограмма «на конец» занятий экспериментальной группы

Гистограммы контрольной и экспериментальной групп Гистограмма «на начало» занятий экспериментальной группы Гистограмма «на конец» занятий экспериментальной группы

Динамика изменения показателей неустойчивого внимания (на начало и конец внедрения психолого- педагогической и медико- социальной системы) На начало эксперимента из 150 учащихся 124 имели неустойчивое внимание, что составляло 82,7%. Из них 24% были в зоне «патологии» неустойчивости внимания. 58,7% учащихся имели неустойчивое внимание, выраженное в меньшей степени. 17,3% учащихся не имели неустойчивости внимания, после внедрения рациональной системы по формированию познавательной сферы данной группы подростков процентные показатели изменились: 16% подростков остались в зоне «патологии» неустойчивости внимания у 4% испытуемых неустойчивое внимание выражено в средней степени. Количество учащихся, имеющих неустойчивость внимания, составило 40,7%. У подростков с высокой точностью выполнения заданий неустойчивость внимания отсутствует. Процентные показатели этой группы изменились с 17,3% до 39,3%.

Показатели неустойчивости внимания. Факторами, которые качественно изменили ситуацию подростков, стало психолого-педагогическое и медико- социальное сопровождение: оно является составной частью предложенной модели развития психических явлений детей и подростков с разным уровнем школьной успеваемости. Эффективность такого сопровождения также отслеживалась. Через год был сделан еще один «срез», процентные показатели, которого также изменились: в зоне «патологии» неустойчивости внимания стало 12%, младших подростков, 42,6% респондентов имели неустойчивое внимание, выраженное в меньшей степени, и 43,4% - у которых неустойчивое внимания не определено, только 2% респондентов определено в зону неустойчивости внимания, выраженную в средней степени. Результаты такого сопровождения несколько обнадежили наши предположения: обнаружена положительная динамика устойчивости внимания. Факторами, которые качественно изменили ситуацию подростков, стало психолого-педагогическое и медико- социальное сопровождение: оно является составной частью предложенной модели развития психических явлений детей и подростков с разным уровнем школьной успеваемости. Эффективность такого сопровождения также отслеживалась. Через год был сделан еще один «срез», процентные показатели, которого также изменились: в зоне «патологии» неустойчивости внимания стало 12%, младших подростков, 42,6% респондентов имели неустойчивое внимание, выраженное в меньшей степени, и 43,4% - у которых неустойчивое внимания не определено, только 2% респондентов определено в зону неустойчивости внимания, выраженную в средней степени. Результаты такого сопровождения несколько обнадежили наши предположения: обнаружена положительная динамика устойчивости внимания.

Динамика изменения показателей неустойчивости внимания. Результаты последнего этапа исследования позволили проанализировать полученные данные по изучению оставшихся минимально- мозговых дисфункций, компенсаторность которых не могла быть обеспеченной в силу генетических факторов. Так в зоне «патологии» неустойчивости внимания оказалось только 3,4 % старших подростков, неустойчивое внимание выражено в средней степени у 6,2% старших подростков; «неустойчивое внимание в меньшей степени было выявлено у 32,1%, а у 59,3% неустойчивое внимание не выявлено. Результаты исследования позволили также установить связь между наличием у старших подростков взаимосвязи минимально- мозговых дисфункций по астеничному типу, неустойчивости внимания в «зоне патологии» и преобладающей акцентуации характера психастенического типа. А другая доминирующая группа, имеющая неустойчивость внимания в « зоне патологии» и наличие дисфункций по реактивному типу - это группа подростков с преобладающим типом акцентуаций характера по истероидному типу. Особенно ярко проявляются такие типы акцентуаций характера как: истероидный, лабильный, психастенический, и они обнаружены на завершающем этапе лонгитюдного исследования уже в старшем подростковом возрасте. Результаты последнего этапа исследования позволили проанализировать полученные данные по изучению оставшихся минимально- мозговых дисфункций, компенсаторность которых не могла быть обеспеченной в силу генетических факторов. Так в зоне «патологии» неустойчивости внимания оказалось только 3,4 % старших подростков, неустойчивое внимание выражено в средней степени у 6,2% старших подростков; «неустойчивое внимание в меньшей степени было выявлено у 32,1%, а у 59,3% неустойчивое внимание не выявлено. Результаты исследования позволили также установить связь между наличием у старших подростков взаимосвязи минимально- мозговых дисфункций по астеничному типу, неустойчивости внимания в «зоне патологии» и преобладающей акцентуации характера психастенического типа. А другая доминирующая группа, имеющая неустойчивость внимания в « зоне патологии» и наличие дисфункций по реактивному типу - это группа подростков с преобладающим типом акцентуаций характера по истероидному типу. Особенно ярко проявляются такие типы акцентуаций характера как: истероидный, лабильный, психастенический, и они обнаружены на завершающем этапе лонгитюдного исследования уже в старшем подростковом возрасте.

Показатели акцентуаций характера на первом этапе исследования Исследование акцентуаций характера являлось важной составляющей лонгитюдного исследования, проводимого в течение пяти лет. Группу респондентов составили подростки в количестве 150 человек, имеющие неустойчивое внимание, причиной которого являются минимально- мозговые дисфункции (возраст лет). Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе исследования были получены следующие данные, подтверждающие проявление акцентуаций характера у подростков: смешанный тип- 26 %, лабильный- 11%, конформный- 11%, истероидный-10%, гипотимный- 8%, сензитивный- 4%, не выявлено- 30%. Исследование акцентуаций характера являлось важной составляющей лонгитюдного исследования, проводимого в течение пяти лет. Группу респондентов составили подростки в количестве 150 человек, имеющие неустойчивое внимание, причиной которого являются минимально- мозговые дисфункции (возраст лет). Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе исследования были получены следующие данные, подтверждающие проявление акцентуаций характера у подростков: смешанный тип- 26 %, лабильный- 11%, конформный- 11%, истероидный-10%, гипотимный- 8%, сензитивный- 4%, не выявлено- 30%.

Показатели акцентуаций характера на втором этапе исследований Через год проведен второй промежуточный этап обследования. Результаты данного исследования подтвердили проявление акцентуаций характера у подростков. Были обнаружены следующие акцентуации: гипертимный тип- 14%, смешанный тип- 24%, лабильный - 10%, эпилептоидный - 3%, циклоидный -3%, шизоидный - 3%, истероидный -7%, неустойчивый-3%, не выявлено- 33%.

Показатели акцентуаций характера на третьем этапе исследований На третьем завершающем этапе исследования, который проводили также через год диагностированы акцентуации по гипертимному типу - 15%, истероидному типу-7%, психастеническому-11%, лабильному-6%, эпилептоидному-3%, шизоидному- 2%, неустойчивому типу- 2%, астеническому-3%, гипотимный тип -1%, не выявлено-44%. На третьем завершающем этапе исследования, который проводили также через год диагностированы акцентуации по гипертимному типу - 15%, истероидному типу-7%, психастеническому-11%, лабильному-6%, эпилептоидному-3%, шизоидному- 2%, неустойчивому типу- 2%, астеническому-3%, гипотимный тип -1%, не выявлено-44%.

Выводы по результатам исследования акцентуаций характера 1) Теоретический анализ и экспериментальные исследования показали, что тотальные патологические черты характера выступают в подростковом возрасте особенно ярко. Особенности при акцентуациях характера могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. 2) Анализируя результаты ряда исследователей, следует отметить, что примерно у 40% людей акцентуации как бы ослабевают, прячутся к 30 годам. Но когда компромисс между характером и личностью вроде найден, акцентуации могут вернуться. 3) Результаты нашего исследования, полученные на начальном, первом этапе показали, что преобладали смешанный тип акцентуаций, лабильный, конформный, истероидный, не выявлены акцентуации у 30% подростков с неустойчивым вниманием. 4) Промежуточный этап данного исследования показал преобладание следующих типов: смешанный, гипертимный, лабильный, неустойчивый. У 33% подростков с неустойчивым внимание акцентуации характера не определены. 5) На завершающем этапе нашего исследования диагностическая картина крайне изменилась: преобладающая группа, имеющая смешанный тип акцентуаций характера, разделилась на психастеническую, гипертимную, истероидную, лабильную группы, с явным преобладанием гипертимного, психастенического, истероидного типов. 44% подростков с неустойчивым вниманием акцентуации характера не имели. 6) Полученные нами данные еще раз подтвердили положения К. Леонгарда, который полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону, а также что особенности характера могут проявляться непостоянно. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию.

Графики Средние арифметические показатели по результатам диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии 6-8 классов Дисперсии по 6-8 классам по методике поликоммуникативной эмпатии Средние арифметические показатели по результатам диагностики коммуникативного контроля 6-8 классов.

Полифункциональность общения подростков Итак, результаты квази-эксперимента позволили проанализировать наличие такого психологического феномена, как полифункциональность общения, которая обосновывается тем, что мышление тесно связано с коммуникативной функцией, а коммуникативная функция находится в тесной зависимости от эмоциональной направленности подростков. Причем, с возрастом поликоммуникативность, ее структурность меняются, так если сравнить креативность мышления, у учащихся 6 -х классов она была выше, чем в 8- х классах, к 8- му классу креативность уменьшается, что подтверждают показатели оригинальности, гибкости, беглости. Возможно, активизируются другие виды мышления, такие как логическое, абстрактное, конвергентное. Прослеживается связь мышления и коммуникативного контроля, что подтверждается наличием высоких показателей коммуникативного контроля. К 8 - му классу подростки уже способны контролировать свои эмоции, взаимодействовать со сверстниками и другими людьми. Эмоциональная направленность у учащихся непостоянна, особенно это проявляется в 7–х классах, видимо, это связано с физиологическими изменениями, которые характерны для этого «возрастного интервала». Именно в этом «возрастном интервале» эмоции внешнего плана переходят во внутренний план действий, дезорганизуют деятельность подростка, становятся более разнообразными, но длительными по времени.

Возрастная репрезентативность испытуемых В исследовании приняли участие 40 подростков, среди них 30 подростков девочек (75%), 10 – мальчиков. Все испытуемые были разделены на две группы соответственно возрасту. Так, в первую группу попали младшие подростки в возрасте лет (7-9), вторую группу ставили подростки лет (10-11 классы). Возрастная репрезентативность обеих экспериментальных групп представлена следующим образом (Рис. 35): 12 лет – 2 человека (5%), 13 лет – 6 (15%), 14 лет – 11 (28%), 15 лет – 13 (32%), 16 лет – 8 (20%).

Распределение испытуемых по классам Распределение по классам (так как исследование проходило летом, в инструкции к анкете испытуемым было предложено указать класс, в который они перешли): 11 – 12 человек (29%), 10 – 9 (23%), 9 – 10 (25%), 8 – 5(13%), 7 – 4 (10%). Распределение по классам (так как исследование проходило летом, в инструкции к анкете испытуемым было предложено указать класс, в который они перешли): 11 – 12 человек (29%), 10 – 9 (23%), 9 – 10 (25%), 8 – 5(13%), 7 – 4 (10%).

Выводы по сопровождению одаренных подростков Подводя итог психолого- педагогического сопровождения детей и подростков с разным уровнем школьной успеваемости,имеющими неустойчивое внимание можно сделать вывод, что: Подводя итог психолого- педагогического сопровождения детей и подростков с разным уровнем школьной успеваемости,имеющими неустойчивое внимание можно сделать вывод, что: а) оно позволяет определить критерии, способы, условия развития психических явлений. Эти условия должны осуществляться с учетом специфики протекания психических процессов в детском и подростковом возрасте; а) оно позволяет определить критерии, способы, условия развития психических явлений. Эти условия должны осуществляться с учетом специфики протекания психических процессов в детском и подростковом возрасте; б) коммуникативные системы могут достичь совершенства только при развитии и обучении способам конструктивного взаимодействия с детьми и подростками, организации системы занятий, стимулировании к положительному эмоциональному возбуждению; б) коммуникативные системы могут достичь совершенства только при развитии и обучении способам конструктивного взаимодействия с детьми и подростками, организации системы занятий, стимулировании к положительному эмоциональному возбуждению; в) результаты психолого- педагогического сопровождения показали, что любые формы общения, как формы совместной учебной деятельности между субъектами образовательного пространства, способствуют развитию психических явлений детей и подростков с разным уровнем школьной успеваемости. в) результаты психолого- педагогического сопровождения показали, что любые формы общения, как формы совместной учебной деятельности между субъектами образовательного пространства, способствуют развитию психических явлений детей и подростков с разным уровнем школьной успеваемости. г) разработанная программа психолого- педагогического сопровождения детей и подростков с признаками одаренности позволяет выявить факторы развития креативности у детей и подростков с разным уровнем школьной успеваемости. г) разработанная программа психолого- педагогического сопровождения детей и подростков с признаками одаренности позволяет выявить факторы развития креативности у детей и подростков с разным уровнем школьной успеваемости.

Выводы по результатам психолого- педагогического сопровождения 1) Развитие психики детей и подростков – это качественные и количественные преобразования мозговых структур головного мозга, которые имеют динамические необратимые последствия. Определяющими факторами этого развития являются генетические факторы, личностное развитие, когнитивные, социальные, феноменологическое как отражение в сознании субъекта целей, мотивов, эмоций, образов 2) сущностью системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения является сопровождение отношений между всеми участниками образовательного пространства, учитывающих факторы развития психики подростка и обеспечивающих условия организации учебно-воспитательного процесса, коррекцию негативных проявлений личности подростка, восстановлений его психического равновесия как в школе так и в системе дополнительного образования данную систему следует рассматривать как – современную концепцию, сущностью которой является обоснование условий и факторов по оптимизации и организации учебного процесса, направленного на развитие психики детей и подростков.

3) Выявлены личностные особенности подростков и детерминанты обуславливающие поступательное развитие психики подростков с разным уровнем школьной успеваемости, имеющих в меньшей или в большей степени минимальные мозговые дисфункции – (124 человека, 82,7% подростков) с неустойчивым вниманием, у (88 подростков, 58,7% ) – неустойчивость внимания выражена в меньшей степени, а у (36 учащихся, 24%), оно находится в зоне «патологии». Последняя группа нуждаются в комплексной психолого- педагогической и медико-социальной коррекции. Развитие психических явлений подростков с разным уровнем школьной успеваемости необходимо осуществлять с учетом факторов обуславливающих условия системного целенаправленного взаимодействия, включающего развитие психических процессов, организацию совместной учебной деятельности, создание индивидуально-типологического и полифункционального подходов с учетом проблемности всех групп. 4) Для развития психики детей и подростков с различным уровнем школьной успеваемости. необходимо учитывать личностные, социальные, социо- культурные факторы и психолого-педагогические условия обучения и организации учебной деятельности. 5) Разработанная теоретическая модель развития психических явлений, компонентами которой стали коррекционно-развивающие программы, эффективна, так как она направлена на развитие психических процессов, психических состояний и психических свойств личности ребенка и подростка с разным уровнем школьной успеваемости, что подтверждено качественным и количественным анализом. Созданная система занятий, способствующих развитию мыслительных операций, начинается не с тренировки самого процесса внимания, не с развития восприятия, а с развития эмоций, мышления и межличностных взаимоотношений. продолжение

1. Отмечена положительная динамика изменения мотивации, устойчивости внимания, повышение уровней мышления, обучаемости. Это обусловлено особенностью данной программы в отличие от традиционных форм преподавания. Используемые психолого-педагогические приемы целенаправленно способствовали развитию психических явлений. В результате психолого-педагогического и медико-социального сопровождения показатели неустойчивости внимания изменились. Так в зоне «патологии» неустойчивости внимания оказалось только 3,4 % старших подростков, неустойчивое внимание выражено в средней степени у 6,2% старших подростков, «неустойчивое внимание в меньшей степени было выявлено у 32,1%, а у 59,3% подростков неустойчивое внимание не выявлено. 2 Дети и подростки с разным уровнем школьной успеваемости нуждаются не только в специальном организованном режиме обучения, но и в психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении, в конструктивном взаимодействии учителей, родителей и педагогов- психологов, работающих в тесном контакте с другими специалистами. 2 Дети и подростки с разным уровнем школьной успеваемости нуждаются не только в специальном организованном режиме обучения, но и в психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении, в конструктивном взаимодействии учителей, родителей и педагогов- психологов, работающих в тесном контакте с другими специалистами. продолжение