Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – Итого 2600 километров. Это, если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Самолетом – 4 часа, поездом – четверо суток, а перебежками по-пластунски – четыре долгих года…
Дороги, дороги… Сколько их пройдено за годы Великой Отечественной войны?! И почти на каждой из них оставил свой след автомобиль. Среди множества памятников есть и памятники военным автомобилистам.
Памятник советским воинам- водителям, погибшим во время Великой Отечественной войны, находится на выезде из Брянска по направлению в Орёл, близ посёлка Осиновая Горка. У подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера. Он стоит на подножке автомобиля. Правая рука воина лежит на баранке, взгляд устремлен вперед, на дорогу. Это первый сооруженный в Советском Союзе памятник водителям, павшим на дорогах войны.
Памятник, установленный в Евпатории в 1986 году, представляет собой собирательный образ автомобиля-труженика военных времён.
На привокзальной площади станции Подборовье Ленинградской области здесь начиналась когда- то легендарная Дорога установлен памятник знаменитой «Трехтонке». Именно автомобиль ЗИС-5 увековечил подвиг водителей Дороги жизни.
Образ сурового и мужественного шофера взят с реального жителя Челябинска водителя-ветерана Лисина. Рядом с монументом установили легендарный автомобиль ЗИС-5.
Необычный и очень трогательный памятник находится в Киеве. Называют его по-разному: памятником воинам-автомобилистам; памятником военным шофёрам; памятником погибшим при освобождении Киева; памятником джипу «Виллису».
Как и во всех российских населённых пунктах, в Вольске чтят память земляков, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. На въезде в город водителей встречает памятник погибшим воинам-автомобилистам – установленный в 1980 году на постамент с высокой стелой грузовик ЗИС- 5.
«Полуторка» чаще всего ходила по «дороге жизни» в первую зиму блокады Ленинграда. Перегруженная сверх нормы, взбиравшаяся на возвышенности исключительно задним ходом (в том числе и по причине отсутствия бензонасоса, топливо шло самоходом) – именно эта машина доставляла в город продовольствие и эвакуировала больных и ослабевших ленинградцев, в основном – стариков и детей.
А еще зимой года в блокадном городе появилась легенда, что однажды водитель заглохшей на льду Ладожского озера полуторки отогревал ее двигатель разорванным ватником, смоченном в бензине, и намотанным на руки, а после уходил от обстрела, не успев скинуть горящие тряпки с рук. Так и приехал в город, с обожженными до костей руками. И каждый, получавший блокадную пайку в 125 грамм хлеба верил, что в этом кусочке жизни есть толика муки, привезенной безымянным героем по дороге жизни на перегруженной сверх всех норм «полуторке».