Прогноз развития информатизации образования как области научно- педагогического знания И.В. Роберт, директор Института информатизации образования РАО, академик РАО, д.п.н., профессор Государственная академия наук Российская академия образования Институт информатизации образования Москва-2014
Информатизация образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно- методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях
Информатизация образования рассматривается как новая область научно-педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, теорией и технологией решения следующих проблем и задач: 1. методологическая база отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации; 2. методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий, реализующих дидактические возможности ИКТ, в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;
3. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационную деятельность, продуцирование учебной информации; 4. разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем; 5. продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;
6. разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного лабораторного эксперимента как реального, так и «виртуального», в том числе удаленного доступа; 7. создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося; 8. создание и использование распределенного информационного ресурса Интернет в образовательных целях и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных телекоммуникаций;
9. реализация возможностей компьютерной психолого-педагогической диагностики при определении уровня подготовки, личностных предпочтений обучающегося, интеллектуального уровня его развития; 10. предотвращение возможных негативных последствий (медицинского, психолого- педагогического, социального характера) применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях;
11. совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений) 12. осуществление оценки педагогика- эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий;
Информатизация образования рассматривается в этой связи как трансфер-интегративная область научного знания так как обеспечивает: трансфер (от лат. transfero – переношу, перемещаю), то есть перенос (перемещение) определенных научных проблем в другую научную область, в которой в связи с этим зарождается (образуется) новая, доселе не существующая, научно-практическая зона, адекватно существенным признакам данной науки интегративная (от лат. integration – объединение в единое целое), то есть объединяющая в единое целое определенные части (зоны), которые зародились (образовались) в определенной науке и практики его реализации в связи с феноменом трансфера
Под трансфер-зоной будем понимать некоторую инновационную область научного знания и его практической реализации, которая возникла в определенной традиционной науке в связи с необходимостью решения научных проблем, привнесенных в эту науку в результате развития информатизации образования Представим (в виде стилизованной блок-схемы) трансфер- интегративную область научного знания - информатизацию образования и трансфер-зоны, которые «зародились» (образовались) в традиционных научных областях (науках) в виде определенных научно- практических зон, существенные признаки которых позволяют отнести их к определенной традиционной науке
Информатизация образования как трансфер-интегративная область научного знания 3. Психологическая наука 5. Технические науки 7. Физиолого- гигиенические науки 8. Юридические науки 6. Медицинские науки 4. Социологическая наука 2. Педагогическая наука 1. Философия
1.3. Методология формирования виртуальной коммуникации в условиях сетевого взаимодействия 1.2. Развитие понятия «образовательное пространство» в контексте философской категории «пространство» 1.1. Развитие методологических аспектов философской категории «информация» трансфер-зоны
2. Педагогическая наука Совершенствование предметных методик, реализующих дидактические возможности ИКТ, в условиях изменения парадигмы информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации 2.1. Дидактика информатизации образования Совершенствование педагогических теорий в аспекте изменения парадигмы учебно-информационного взаимодействия, осуществляемого между обучающим, обучаемым/обучающимся и интерактивным источником учебной информации, функционирующем на базе ИКТ Создание методических систем обучения, ориентированных на реализацию дидактических возможностей ИКТ и использование интерактивного информационного ресурса локальных и глобальных сетей 2.2. Теория и практика предотвращения возможных негативных воздействий педагогического характера при использовании обучаемым (обучающимся) средств ИКТ в образовательной и досуговой деятельности в процессе индивидуальных занятий в процессе групповых занятий и информационного взаимодействия трансфер-зоны
2. Педагогическая наука 2.3. Методология разработки стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности научного сотрудника, преподавателя СПО, ВПО различного профиля, учителя школы, администрации образовательного учреждения Создание стандартов в области владения средствами ИКТ научными и научно- педагогическими кадрами в процессе научно- исследовательской деятельности по различным профилям специальностей, утвержденных ВАК РФ Создание стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности преподавателей СПО, ВПО по уровням и профилям подготовки, учителя школы Создание стандартов в области владения средствами ИКТ в профессиональной деятельности администрации образовательного учреждения по уровням и профилям подготовки 2.4. Методология разработки стандартов в области использования обучаемым средств ИКТ в учебной деятельности общего среднего образования по уровням и профилям СПО, ВПО различного профиля трансфер-зоны
3. Психологическая наука 3.1. Психология виртуализации информационного взаимодействия между индивидом и интерактивным источником информационного ресурса, распределенного в сетях (локальных, глобальной) 3.2. Психологическая поддержка/реабилитация индивида, жизнедеятельность которого ориентирована на «виртуальную коммуникацию» 3.3. Психологические особенности восприятия индивидом аудиовизуальной информации, представленной средствами ИКТ трансфер-зоны
4. Социологическая наука 4.1. Социально- культурное развитие и просвещение на базе распределенного образовательного ресурса локальных и глобальной информационных сетей 4.2. Социальная адаптация индивида, жизнедеятельность которого ориентирована на «виртуальную коммуникацию» 4.3. Социализация «виртуальных/сетевых » сообществ, осуществляющих «виртуальную коммуникацию» 4.4. Этико- социальная нормативно- правовая база «виртуальной коммуникации» трансфер-зоны
5. Технические науки 5.1. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами в образовании трансфер-зоны 5.2. Интеллектуальный анализ данных, управляемый пользователем Автоматизация анализа показателей учебно-воспитательного процесса Автоматизация процессов управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений) Автоматизация информационно- методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, планирования и организации мониторинга образовательного учреждения
6. Медицинские науки 6.1. Предотвращение возможных медицинских последствий использования средств ИКТ в образовательных целях 6.2. Компенсаторное воздействие на пользователя средствами ИКТ в пост пользовательский период Мониторинг физического состояния пользователя средствами ИКТ Медицинские рекомендации по сохранению основных характеристик состояния здоровья пользователей средств ИКТ трансфер-зоны Медико- психологические рекомендации к жизнедеятельности индивида в пост пользовательский период
7. Физиолого- гигиенические науки 7.1. Разработка и совершенствование санитарных правил использования средств ИКТ в соответствии с возрастными особенностями пользователя 7.2. Разработка требований к оборудованию и оснащению рабочего места пользователя средствами ИКТ и к помещениям образовательного учреждения, оснащенных средствами ИКТ трансфер-зоны
8. Юридические науки 8.1. Методология разработки нормативно-правовой базы защиты авторских прав разработчиков интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде 8.2. Методология разработки нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов по легитимному, использованию средств ИКТ в образовании трансфер-зоны
На основе выявления содержания исследований в трансфер-зонах, которые образовались в той или иной традиционной науке и (или) практики ее реализации в связи с информатизацией образования, и иннтеграционных процессов, объединяющих их в единое целое, можно осуществлять прогноз развития научно-практических зон, возникающих в традиционных науках
В свою очередь, результаты исследований научно-практических зон используются в разработках научной области информатизации образования и порождают новые проблемы в связи с постоянно совершенствующимися информационными и коммуникационными технологиями Этот процесс представляется нам в виде «восходящей спирали», что определяет непрерывное развитие информатизации образования как интегративной области научного знания
Направления краткосрочного прогноза развития информатизации образования Информатизация образования, интеллектуального развития и социализации современного человека Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования
1. Философско-методологические, медико- психологические, социально-педагогические основания создания информационно- образовательного пространства 2. Теоретико-методические основания подготовки педагогических и управленческих кадров в области информатизации образования 3. Система психологической, методической и медико-социальной поддержки пользователя при когнитивно-информационном взаимодействии с средствами информационных и коммуникационных технологий 5. Научно-методическое обеспечение информационной безопасности личности в условиях сетевой, глобальной массовой коммуникации современного общества
6. Теоретико-методологические основания разработки образовательных стандартов междисциплинарного характера, отражающих конвергенцию наук и технологий, в системе общего среднего образования (в аспекте профилизации) и в профессиональном техническом образовании 7. Методология формализации и представления знаний в интеллектуальных образовательных системах, построение интегрированных интеллектуальных систем образовательного назначения и моделей интеллектуальных систем контроля знаний обучаемого, реализованных на основе теории нейронных сетей
8. Теоретико-методологические основы интеллектуализации информационных систем формирования распределенного контента образовательного назначения предполагают разработку: теоретических оснований построения автоматизированной системы информационной поддержки (АСИП); распределенного контента алгоритмического и программного обеспечения функционирования АСИП; распределенного контента содержания дисциплин подготовки; адаптивной модели и методов представления и контроля знаний в АСИП управления образовательным процессом; методики формирования содержания учебных дисциплин
9. Научно-методические основы разработки и сертификации программмно-аппаратных, информационных комплексов образовательного назначения предполагают создание: научно- методических подходов к их разработке; методологии и технологии формирования оценочных показателей педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ; педагогика-эргономических, медико-психологических, технологических групп их оценки 10. Методология создания адаптивных информационных систем в образовании предполагает: создание научно-технологических оснований адаптации образовательных информационных ресурсов к свободно- распространяемому программному обеспечению и реализации их инвариантности к программно- аппаратным платформам
Направления долгосрочного прогноза развития информатизации образования 1. Развитие теории обучения и различных подходов к обучению (личностно-ориентированное, деятельностное, компетентностное; проблемное, алгоритмизация обучения и др.) основано на: изменении парадигмы учебного информационного взаимодействия; использовании электронных баз и банков данных учебно-методических материалов; реализации различных видов информационной деятельности на базе ИКТ; совершенствовании педагогических технологий 2. Конвергенция педагогической науки и наукоемких технологий, реализующая возможность имитировать и моделировать любые, поддающиеся описанию, операционализации для исследования динамики изучаемых объектов, процессов с анализом и прогнозом тенденций их развития
3. Научно-методическое обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в условиях функционирования высокотехнологичной информационно-образовательной среды учебного заведения и использования сетевых инструментальных средств разработки электронного образовательного ресурса 4. Методическое и технологическое обеспечение создания и применения тренажеров, позволяющих имитировать и моделировать любые, поддающиеся описанию, операционализации, максимально приближающие деятельность пользователя к реальной учебной и (или) профессиональной деятельности
5. Теоретико-методологические основания интеллектуализации инструментальных средств и устройств контроля психологического и физиологического состояния обучающегося для оптимизации учебных нагрузок, осуществления мониторинга состояния здоровья, адаптации персонифицированной информационно- образовательной среды под физиологические особенности обучающегося 6. Создание интегрированных математических схем и инструментальных программных средств для математического моделирования и учебного вычислительного эксперимента, обеспечивающего автоматический выбор инструментальных средств, их настройки и режима моделирования в зависимости от решаемых задач и уровня квалификации исследователя
7. Интеллектуализация информационных систем образовательного назначения на основе создания и применения интегрированных интеллектуальных обучающих систем, расширенный функционал которых предусматривает режим автоматизированного решения задач профессиональной деятельности и режим автоматизированного обучения сотрудников решению профессиональных задач в условиях нечеткости и неопределённости исходных данных 8. Совершенствование управления деятельностью образовательного учреждения: создание интегрированных систем управления, имеющих распределённую инфраструктуру и объединяющихся на единой платформе; создание защищённой распределённой информационной образовательной среды
9. Создание национальных стандартов (ГОСТ Р) в области педагогика-технологического качества программно-аппаратных и информационных комплексов образовательного назначения, функционирующих на базе ИКТ (технического регламента, описывающего требования к педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ; требований к проведению обязательной сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, на основе международных стандартов; требований к организации и функционированию испытательных лабораторий, осуществляющих сертификацию педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
Институт информатизации образования РАО