Влияние детско- родительских отношений на эмоциональное благополучие старших дошкольников с ЗПР
«Ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, то есть к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни.» Л.С. Выготский
1. Индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира – одна из причин эмоционального неблагополучия. 2. Важнейшая роль в возникновении у ребенка состояния эмоционального неблагополучия принадлежит отношениям с матерью, как самым близким человеком.
Диаграмма 1 Уровень тревожности дошкольников с НПР Диаграмма 2 Уровень тревожности дошкольников с ЗПР
Диаграмма 3 Самооценка дошкольников с НПР Диаграмма 4 Самооценка дошкольников с ЗПР
Признаки эмоционального неблагополучия в рисунках детей Особенности выполнения рисунка НПРЗПР 1- отказ от рисунка 5%_ 2-значительная дистанция между родителями и детьми 25%_ 3- отсутствие «себя» на рисунке 5% 30% 4- изображение только «себя» 5%_ 5-«дополнение» семьи несуществующим и членами, животными 5% 40% Дети с НПР Дети с ЗПР
Таблица 5 Результаты исследования родительского отношения к детям с ЗПР и НПР Диаграмма 9 Отношения к детям с НПР Диаграмма 10 Отношения к детям с ЗПР 1Принятие-отвержения (отвержение) 2Кооперация 3Симбиоз 4Авт. гиперсоциализация 5Маленький неудачник
Родительские установки Диаграмма 11 Родительские установки НПР Диаграмма 12 Родительские установки ЗПР 1 Оптимальный эмоциональный контакт. 2 Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком. 3 Излишняя концентрация на ребёнке.
Рекомендации психологу по работе с родителями, воспитателями и детьми в целях оптимизации эмоционального благополучия дошкольников
Работа с родителями. - Профилактика неблагоприятных вариантов развития: а) просветительская работа психолога с родителями, имеющими детей с ЗПР. б) предложения родителям специальной литературы; в) обучение специальным воспитательным приемам; - Групповая психотерапия. Групповая работа с родителями неблагополучных детей и совместные родительско- детские психотерапевтические группы - очень эффективные методы психологической работы. - Индивидуальные консультации.
Работа с воспитателями. Психолог должен помочь воспитателям понять, заметить неблагополучных детей, наметить индивидуальный подход к ним: Психолог должен помочь воспитателям понять, заметить неблагополучных детей, наметить индивидуальный подход к ним: - необходимо как можно чаще индивидуально беседовать с такими детьми; - необходимо как можно чаще индивидуально беседовать с такими детьми; -воспитатель должен показать свое расположение к ребенку, готовность помочь, поддержать; -воспитатель должен показать свое расположение к ребенку, готовность помочь, поддержать; -необходимо дать ребенку почувствовать себя успешным, пусть даже успех будет для начала искусственно созданным; -необходимо дать ребенку почувствовать себя успешным, пусть даже успех будет для начала искусственно созданным; -ребенка нужно чаще хвалить, проявлять одобрение. -ребенка нужно чаще хвалить, проявлять одобрение.