АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (дизонтогенез) Психический дизонтогенез – отклонение от нормального психического развития
ДЕФЕКТ Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ И АНОМАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Первичные дефекты вызывают вторичные отклонения, которые оказывают негативное влияние на развитие психических процессов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные связи.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА К биологическим факторам дизонтогенеза относятся: 1) генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. п.); 2) внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, конфликты в системе крови, в частности резус-конфликт, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.); 3) патология родов; 4) ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухали мозга, энцефалиты, шизофрения и т. п.).
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА К социальным факторам дизонтогенеза относятся: 1) различные виды эмоциональной и социальной депривации; 2) разного рода социальные психологические стрессы.
ВИДЫ психического дизонтогенеза у детей Недоразвитие Поврежденное психическое развитие Дефицитарное психическое развитие Дисгармоническое и искаженное психическое развитие
Тяжесть проблемы Педагогическая запущенность. ЗПР. Олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия).
Многие дети с поврежденным психическим развитием отличаются характерными особенностями поведения в виде: - повышенной психической истощаемости, - эмоциональной возбудимости, - склонности к негативизму, - двигательной расторможенности либо замкнутости.
Дополнительные отклонения в развитии По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии, детей можно отнести к одной из следующих групп: - Дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии; - Дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании).