Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.
Основные вопросы Основные тенденции княжеского попечительства. Церковно-монастырская система благотворительности.
Литература Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. - М., Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., Фроянов И.Я. Древняя Русь. - М.; СПб., 1995.
1. Основные тенденции княжеского попечительства. Развитие княжеского попечительства происходит в результате крещения Руси в гг. Первым князем, активно занимавшимся раздачей милостыни был Владимир Красное Солнышко (Святой).
Этапы развития княжеской социальной помощи (Х - Х111) 1) Х - Х1 вв. - сочетание христианских и языческих тенденций. 2) Х11 - Х111 вв. - рост административных тенденций при организации помощи нуждающимся
Первый этап княжеской помощи Необходимость княжеской защиты обуславливалась разрывом прежних (в рамках родовой общины) социальных связей
Первый этап княжеской помощи Законодательное утверждение княжеской помощи изгоям (Русская Правда) при Ярославе Мудром и его приемниках. Развитие княжеского нищелюбия.
ИЗГОЙ - Свободный человек, лишившейся покровительства со стороны общины. Причины отхода от родовой общины могли быть разными (например, в результате нарушения культа).
НИЩЕЛЮБИЕ - Добродетель, состоящая в оказании помощи нищим (исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милостыни), одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей.
Оценки нищелюбия в историографии: А. Стог Е. Максимов В. Горемыкина
А. Стог (начало XIX в.) Благотворительная деятельность русских князей - древнейшая форма общественного призрения.
Е. Максимов (конец XIX в.) Нищелюбие носило благотворительный, добровольный характер, исходя из «религиозно-нравственных побуждений».
В. Горемыкина (ХХ в.) В основе княжеского «нищелюбия» лежит классовый и политический характер действий, т.к. «нищелюбие» в зарождающемся классовом обществе есть средство поддержания авторитета власти и механизм ослабления социальной напряженности.
Второй этап княжеской помощи Изменения обусловлены: 1) ростом монастырского и церковного призрения; 2) князь становился хозяином- вотчинником своего удела; 3) осложнением княжеской власти в следствии монголо-татарских набегов и данничества.
Княжеская помощь выражалась в: Защите монастырей и населенных пунктов от набегов. Организации восстановления города. Захоронении погибших от набегов (выполнение христианского долга и профилактика эпидемий).
2. Церковно-монастырская система благотворительности Монастырская система. Приходская система.
Монастырская система Первоначально под «защиту» монастырей попадали все желающие. С Х1 в. складывается ктиторская монастырская система, в рамках которой постригающийся или получающий защиту обязан принести дар монастырю
Приходская система Сочетала конфессиональные и гражданские функции.
Конфессиональные функции Исполнение ритуала Организация специализированных учреждений, направленных на оказание помощи нуждающимся (больницы и т.п.)
Гражданские функции Приобретение земель Строительство богаделен Сбор долгов и раздача денег нуждающимся
Типы благотворительных учреждений Странноприимницы - строила церковь Больницы - строили благотворители (князья, либо церковные деятели)