Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4. Церковно- государственная помощь в XIV - первой половине XVII вв.
Advertisements

Лекция 5. Государственное призрение во второй половине XVII - первой половине XIX вв.
Лекция 2. Система взаимопомощи в догосударственный период.
Этика эпохи Средневековья. Христианская этика возникает общественная потребность прибавить к механизму поддержания социальной стабильности идеологическую.
История социальной работы в России. Ведущий преподаватель: Ставров Иван Валерьевич.
Владимир Святославич. Принятие христианства. 1. Повторение изученного материала. 2. Начало правления князя Владимира. 3. Причины принятия христианства.
Презентация на тему: «Церковная благотворительность в дореволюционной России». Выполнила: студентка 1-го курса, 2 гр., КБГУ СГИ СР Шомахова И. Х. Преподаватель:
Древнерусское государство в IX веке. Язычество восточных славян.
Лекция 6. Общественное и частное призрение второй половины XIX по 1917 г.
Начальный период 862 – 1015 гг. Призвание варягов – 862г. Первые русские князья Рюрик ОЛег Игорь Ольга Святослав.
Крещение Руси. 988 г. Бочкарёва Т.Н., учитель истории лицей 62.
1 « Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы и не зависит от тебя. Сознавать, что, кладя.
1.Вклад в историю 2.Объединение и присоединение земель 3.Формирование государственного аппарата 4.Взимание дани 5.Название «Русь». Первая религиозная.
Выполнил студент первого курса ФТД группы Т-113 Недельчо Владислав. Презентация на тему «Образование древнерусского государства. Норманнский вопрос»
Актуальность темы В современном российском обществе всё чаще говорят о том, что христианс- кая вера не сыграла большого значения в становлении русского.
Тема лекции Основные тенденции развития средневековой Руси 1.Государственность: от Древней Руси к Московскому царству. 2. Социально-экономическое развитие.
Русь расправляет крылья Начать тест. Результат теста Верно: 0 Ошибки: 0 Отметка: 0 Время: 0 мин. 25 сек. ещё.
Принятие христианства. Выполнила: Черемнова Юлия..
ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. Какие занятия восточных славян ты знаешь?
Лекция 1. Тема «Древняя Русь как часть европейского мира» Доцент кафедры философии и политологии философии и политологии Сергеева Вера Вячеславовна Академия.
Транксрипт:

Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.

Основные вопросы Основные тенденции княжеского попечительства. Церковно-монастырская система благотворительности.

Литература Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. - М., Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., Фроянов И.Я. Древняя Русь. - М.; СПб., 1995.

1. Основные тенденции княжеского попечительства. Развитие княжеского попечительства происходит в результате крещения Руси в гг. Первым князем, активно занимавшимся раздачей милостыни был Владимир Красное Солнышко (Святой).

Этапы развития княжеской социальной помощи (Х - Х111) 1) Х - Х1 вв. - сочетание христианских и языческих тенденций. 2) Х11 - Х111 вв. - рост административных тенденций при организации помощи нуждающимся

Первый этап княжеской помощи Необходимость княжеской защиты обуславливалась разрывом прежних (в рамках родовой общины) социальных связей

Первый этап княжеской помощи Законодательное утверждение княжеской помощи изгоям (Русская Правда) при Ярославе Мудром и его приемниках. Развитие княжеского нищелюбия.

ИЗГОЙ - Свободный человек, лишившейся покровительства со стороны общины. Причины отхода от родовой общины могли быть разными (например, в результате нарушения культа).

НИЩЕЛЮБИЕ - Добродетель, состоящая в оказании помощи нищим (исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милостыни), одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей.

Оценки нищелюбия в историографии: А. Стог Е. Максимов В. Горемыкина

А. Стог (начало XIX в.) Благотворительная деятельность русских князей - древнейшая форма общественного призрения.

Е. Максимов (конец XIX в.) Нищелюбие носило благотворительный, добровольный характер, исходя из «религиозно-нравственных побуждений».

В. Горемыкина (ХХ в.) В основе княжеского «нищелюбия» лежит классовый и политический характер действий, т.к. «нищелюбие» в зарождающемся классовом обществе есть средство поддержания авторитета власти и механизм ослабления социальной напряженности.

Второй этап княжеской помощи Изменения обусловлены: 1) ростом монастырского и церковного призрения; 2) князь становился хозяином- вотчинником своего удела; 3) осложнением княжеской власти в следствии монголо-татарских набегов и данничества.

Княжеская помощь выражалась в: Защите монастырей и населенных пунктов от набегов. Организации восстановления города. Захоронении погибших от набегов (выполнение христианского долга и профилактика эпидемий).

2. Церковно-монастырская система благотворительности Монастырская система. Приходская система.

Монастырская система Первоначально под «защиту» монастырей попадали все желающие. С Х1 в. складывается ктиторская монастырская система, в рамках которой постригающийся или получающий защиту обязан принести дар монастырю

Приходская система Сочетала конфессиональные и гражданские функции.

Конфессиональные функции Исполнение ритуала Организация специализированных учреждений, направленных на оказание помощи нуждающимся (больницы и т.п.)

Гражданские функции Приобретение земель Строительство богаделен Сбор долгов и раздача денег нуждающимся

Типы благотворительных учреждений Странноприимницы - строила церковь Больницы - строили благотворители (князья, либо церковные деятели)