1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить всё выделенное жирным шрифтом в §24 2. Прочитать §25 и ответить на вопросы перед ним
2 Тема модуля (раздела) 4. Тема урока Всеобщая история 5 класс Урок 61
3 Цели урока по линиям развития личности Линии 1-2. Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях На основе фактов сформировать представление об изменениях, произошедших в русском обществе после свержения монгольского ига. Закрепить умение использовать при решении исторических задач понятий: сословия, бояре-вотчинники, дворяне-помещики, посадские люди, крестьяне, Юрьев день, барщина, оброк. Линия 3. Линия 3. Историческое мышление. Проследить процесс формирования сословий в Российском государстве. Сравнить общественное устройство в России 15 века и Руси 11 века. Линия 4-5. Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение. Уметь объяснять свои оценки исторических явлений на примере войн в первобытную эпоху.
4 Актуализация знаний
5 Обязательный минимум 1. Формы землевладения и хозяйства. 2. Судебник 1497 г. 3.Местничество.
6 Введение в тему Работа с стр.240 Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
7 Тема: Жители Российского государства
8 Создание проблемной ситуации После свержения монгольского ига молодое Российское государство быстро превращается в сильное и авторитетное. Вспомните, о каких изменениях мы говорили на прошлом уроке. В молодом Российском государстве усиливается власть князя, появляется боярская дума, новые законы и дворянские полки.
9 Создание проблемной ситуации Стр. 249, документы Прочти документы. Ответь на вопросы к ним. Найди противоречие? Какой возникает вопрос? Первый документ говорит об азиатских порядках (полное подчинение великому государю) в Российском государстве. Второй документ – в России ближе к европейским обычаям (защита частной собственности наряду с государственной)
10 Тема: Жители Российского государства Проблема. Русское общество ближе к европейскому или азиатскому?
11 Стр. 3 Какую главу мы изучаем? Эпоха создания Российского государства (15- начало 16 в.в.) Актуализация знаний
12 Актуализация знаний Какие из сфер жизни общества мы можем заполнить? Хозяйство и политика.
13 Актуализация знаний Впишите известные вам изменения в сферах: хозяйство и политика. Хозяйство: Хозяйство: вотчина, общинные земли, поместье, натуральное хозяйство, успешное развитие. Политика: Политика: «Великий князь и государь всея Руси», Боярская дума, Судебники 1497 года.
14 Тема: Жители Российского государства Проблема. Русское общество ближе к европейскому или азиатскому? Надо узнать Меняется ли жизнь после свержения монгольского ига.
15 Поиск решения Работа группами. 1 группа. Стр Сравните положение (права, обязанности и доходы) бояр и дворян. Объясните, почему новгородским боярам и купцам, у которых московский князь отнял их прежние владения, были потом предоставлены земли неподалёку от Москвы. 2 группа. Стр Определите, какую роль в жизни Российского государства играли города. В чём сходство жизни посадских людей и крестьян. Можно ли говорить о том, что русские города вели борьбу за городские вольности, как это было в Западной Европе? 3 группа. Стр Определите, можно ли назвать русских крестьян рубежа веков зависимым, угнетаемым сословием. (Свой ответ подтвердите фактами). Чем отличалось положение черносошных и владельческих крестьян, положение крестьян и казачества? -
16 Поиск решения 1 группа. Стр Сравните положение (права, обязанности и доходы) бояр и дворян. Объясните, почему новгородским боярам и купцам, у которых московский князь отнял их прежние владения, были потом предоставлены земли неподалёку от Москвы. Бояре. Права: имели вотчины, жили в огромных усадьбах, заседали в Боярской думе. Обязанности: служить государю – «куда пошлёт», сбор налогов. Доходы: труд холопов.Дворяне-помещики. Права: поместье. Обязанности: военная служба государю «конно, людно и оружно» Доходы: оброки зависимых крестьян. Сходство: Различие: Сходство: военная служба государю, доходы за счёт зависимых крестьян. Различие: вотчина передавалась по наследству, бояре заседали в Боярской думе. Вывод: Вывод: из бояр-вотчинников и дворян помещиков сложилось высшее служилое сословие, которое полностью зависело от государя.
17 Поиск решения 2 группа. Стр Определите, какую роль в жизни Российского государства играли города. В чём сходство жизни посадских людей и крестьян. Можно ли говорить о том, что русские города вели борьбу за городские вольности, как это было в Западной Европе? Русские Русские города были центрами ремесла и торговли. Борьбу как в Европе города не вели. Сходство Сходство жизни посадских людей и крестьян – занятие земледелием и скотоводством, выплата налогов. Борьбу Борьбу как в Европе города не вели. Вывод: Вывод: в городах складывалось сословие тягловых посадских людей.
18 Поиск решения 3 группа. Стр Определите, можно ли назвать русских крестьян рубежа веков зависимым, угнетаемым сословием. (Свой ответ подтвердите фактами). Чем отличалось положение черносошных и владельческих крестьян, положение крестьян и казачества? Положение русских крестьян было непростым. Зависимые (владельческие) крестьяне работали на барщине, платили оброки. Крестьяне могли воспользоваться правом Юрьева дня (Иллюстрация стр. 247). Владельческие крестьяне платили налоги государству. Часть крестьян, не желавших платить налоги, бежали на Дон и Волгу, где жили свободные казаки. Вывод. Вывод. Больше становилось зависимых крестьян.
19 Актуализация знаний Вспомни и обобщи все три вывода. Что и в какую сферу мы запишем?
20 Актуализация знаний Вспомни и обобщи все три вывода. Что и в какую сферу мы запишем? Деление: Деление: «Формирование сословий», которые в подчинении государя Это свойственно Европе или Азии?
21 Тема: Жители Российского государства Проблема. Русское общество ближе к европейскому или азиатскому? Надо узнать Меняется ли жизнь после свержения монгольского ига. Ответь на проблемный вопрос Русское общество ближе к азиатскому, так как все возникшие сословия были в полном подчинении власти великого государя.