ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 60 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Гнездышко» Санкт-Петербург 2015 год
Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 60 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Гнездышко» ориентирована на детей в возрасте от двух до семи лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации (русском). Цель Программы: создать равные условия для всестороннего и гармоничного развития с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, его позитивной социализации, полноценного проживания дошкольного детства.
Задачи Программы Разработать оптимальную модель образовательного процесса, обеспечивающую: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей; обеспечение преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; развитие специфических для дошкольного возраста различных видов деятельности; обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию Санкт- Петербурга. Определить и внедрить эффективные педагогические технологии, направленные на формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; Сформировать развивающую образовательную среду и систему условий социализации и развития детей, включая пространственно – временные, социальные, деятельностные условия.
Возрастные этапы освоения Программы и типы групп Возраст Возрастная группа Тип группы Количество групп с 2-х до 3-х лет группа раннего возраста оздоровительная 1 с 2-х до 3-х лет группа раннего возраста общие развивающая 1 с 3-х до 4-х лет младшая группаобщие развивающая 3 с 4-х до 5-ти лет средняя группаобщие развивающая 2 с 5-ти до 6-ти лет старшая группаобщие развивающая 2 с 6-ти до 7-ми лет подготовительная к школе группа общие развивающая 2
В Программе установлено соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением: инвариантная (обязательная) часть – не менее 60 %, вариативная (модульная) часть – 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Обязательная часть Программы сформирована на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана с учетом регионального компонента и основного направления деятельности Образовательного учреждения – физкультурно-оздоровительного на основе: парциальной образовательной программы «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д. Глазыриной; парциальной программы «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» Г. Т. Алифановой (издательство «Паритет», 2008). учебно-методического комплекта «Город – сказка, город – быль» О.В.Солнцевой, Е.В. Кореневой- Леонтьевой.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; особенности развития детей раннего, дошкольного возраста; планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры).
содержание образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста и по пяти образовательным областям: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; наиболее существенные характеристики Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий); особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
материально-техническое обеспечение Программы; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; режимы дня для детей раннего и дошкольного возраста, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметнопространственной среды.
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе непосредственно образовательной деятельности; в процессе организации различных видов детской деятельности (коммуникативная; восприятие художественной литературы; познавательно-исследовательская; конструирование; игровая; трудовая; изобразительная; музыкальная; двигательная); образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность с учетом региональной специфики; взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьями воспитанников: изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Беседы; консультации Анкетирование Родительские собрания Круглый стол Дни открытых дверей Участие в проведении праздников Участие в конкурсах Выставки Информационный стенд Родительский комитет Управляющий совет Привлечение родителей к оценке и контролю Помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении Субботники Использование ИКТ (рассылка информации, ответы на интересующие вопросы и т.д.)
Возрастные этапы освоения Программы и типы групп
Санкт-Петербург 2015 год