МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ( представление опыта работы ) БЕСПАЛОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА учитель истории и обществознания I квалификационная категория 2014 год МБОУ СОШ 8 г. Чехов Московская область
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Б. Шоу
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ Технология развития критического мышления позволяет реализовать системно - деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в конце XX века и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией
Цель технологии РКМ Воспитание личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни знания в различных сферах деятельности в соответствии с общественными ценностями.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие умения анализировать полученную информацию
Через ТРКМ формируются :
ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ – ТРЕХФАЗОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА : ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ : 1- я стадия 2- я стадия 3- я стадия Вызов : актуализация имеющихся знаний пробуждение интереса к получению новой информации постановка учеником собственных целей обучения Реализация смысла : получение новой информации умение соотносить старые знания с новыми Рефлексия : размышление, рождение нового знания постановка учеником новых целей обучения
СТАДИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
СТАДИЯ ВЫЗОВА Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ Составление списка известной информации, рассказ - предположение по ключевым словам ; систематизация материала ( графическая ): понятийное колесо, стратегия ЗХУ, таблицы
Стадия « Вызов » Приём « ПОНЯТИЙНОЕ КОЛЕСО »
Урок обществознания, 8 класс Тема «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО» ОБЩЕС- ТВО Люди Богатые,бедные Страна Футбольнаякоманда Класс Русское общество общество Рабовлад ельческое общество Французы Общество защиты природы Дворянское общество
Стадия «Вызов» Приём ЗХУ « З » знаем « Х » хотим узнать Узнали
Прием ЗХУ на уроке истории древнего мира в 5 классе « З » знаем « Х » хотим узнать Узнали Кто такие археологи Что такое исторические источники Как работают археологи Как находят археологические памятники Какие существуют виды исторических источников
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ( реализации ) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого » к « новому » Чтение текста с использованием предложенных учителем активных методов чтения с ведением записей по мере осмысления новой информации Методы активного чтения : маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» ведение различных записей типа двойных дневников поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА Приём INSERT I interactive N noting само активизирующая «V» - уже знал S system системная разметка «+» - новое Е effective для эффективного «-» - думал иначе R reading and чтения и «?» - не понял, есть вопросы Т thinking размышления
Урок истории, 7 класс ТЕМА: «Великие географические открытия и их последствия» Значки Ключевые слова Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Прием «Фишбоун» (РЫБНАЯ КОСТЬ) причина факты ВЫВОД ПРОБЛЕМА
Урок истории, 6 класс Тема: «Феодальная раздробленность на Руси» Междоусобные войны и борьба за киевский престол Усиление экономической мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Раздробленность на Руси была неизбежна Начало распада Древней Руси
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА АНАЛИЗ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Умение соотносить « новую » информацию со « старой », используя знания, полученные на стадии осмысления возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям ; ответы на поставленные вопросы ; организация различных видов дискуссий ; написание творческих работ : синквейны, эссе ; т. д.
Синквейн на уроке обществознания 8 кл. Тема: БОГАТЫЕ 1 строка : Тема одним словом ( обычно существительное ) богатство 2 строка : Описание темы ( два прилагательных ) материальное, нематериальное 3 строка : Описание действия в рамках этой темы ( три глагола или деепричастия ) получать, выиграть, заработать 4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции ( фраза из четырех слов ) богатство – вода, пришла и ушла 5 строка : Повторение сути темы одним словом ( синоним темы ) изобилие
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОЖДЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ
МУЗЕЙ ПАМЯТИ ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ
СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЧЕХОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ СЧАСТЛИВЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Я ЗНАЮ Я УМЕЮ Я МОГУ Я ДЕЛАЮ Я ХОЧУ
Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.