Проверяем домашнее задание
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Поликарповна решила взять нового постояльца?» 1) Потому что Поликарповна потеряла веру в людей. 2) Потому что Поликарповну, как и других хозяек в деревне, охватила жажда наживы. 3) Потому что Трифон Петрович стал ей близким человеком, и она стеснялась брать с него деньги. 4) Потому что Трифон Петрович уехал в город. 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долгие годы помнит Кольку Бабушкина»? 1) Потому что Колька Бабушкин был «носатый, долговязый, нескладный». 2) Потому что Колькина мать «то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей». 3) Потому что у Кольки Бабушкина не было отца. 4) Потому что рассказчику стыдно за то, что «сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку». 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему одноклассники стали насмехаться над Жекой»? 1) Потому что Жека носил в портфеле «какие-то гвоздики и шурупы». 2) Потому что Жека вёл себя как «дикарь, да и только». 3) Потому что одноклассники считали, что собирать фотографии артистов – недостойное занятие. 4) Потому что Лиза Ракитина уехала из Норильска, а нового адреса Жека не знал. 3
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Илью, Саню и Миху связала настоящая дружба?» 1) (3) В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. 2) (10) Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. 3) (18) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель. 4) (24) Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25) Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26) И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу равно интересны. 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сенька Голубкин невзлюбил Ваню Белова?» 1) Потому что Ваня Белов плохо подсказывал ему на уроках. 2) Потому что Ваня Белов завидовал Сеньке. 3) Потому что Ваня Белов хорошо написал «районный» диктант, а Сеньке «не хватило пальцев на обеих руках», чтобы сосчитать свои ошибки. 4) Потому что Сенька Голубкин не смог простить Ване Белову проявленного им благородства. 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему о собаке по кличке Борожай «до сих пор рассказывают в наших местах»?» 1) (9) Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. 2) (17) Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. 3) (20) Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21) Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. 4) (27) А Борожай носится кругом, лает по- бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма… (33) Какая ещё собака в огонь полезет?! 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все хотели дружить со светлячком?» 1) Светлячок пел о любви к жизни, и это доставляло всем удовольствие. 2) Окружающих восхищали хорошие вокальные данные светлячка. 3) Окружающих привлекала красота панциря светлячка. 4) Окружающие ценили талант светлячка красочно описывать окружающую природу. 3
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему сторож кричал: «Вон отсюда!»? 1) Потому что мальчишки «тихонько пробрались в театральный двор». 2) Потому что во дворе собралось много народу, и это мешало ему убирать двор. 3) Потому что сторож был недобрым человеком. 4) Потому что сторожа рассердила чёрствость Виктории Сергеевой. 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему инженер Молчанов "странно посмотрел" на Валерку?» 1) Инженер Молчанов побоялся доверить ключи от квартиры незнакомому человеку. 2) Инженера Молчанова удивила готовность мальчика взвалить чужие заботы на свои плечи. 3) Инженер Молчанов был удивлён реакцией своей собаки на незнакомого человека. 4) Инженер Молчанов был расстроен жалобами соседей на вой собаки. 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему «душевное превосходство было на стороне Павлика»?» 1) Потому что Павлик был мягким и покладистым. 2) Потому что Павлик безропотно воспринял гнев учительницы. 3) Потому что Павлик непримиримо относился даже к мелким уловкам и хитростям, считая их малодушием. 4) Потому что Павлик почти год «держал… в отчуждении» своего друга. 3
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долго не мог уснуть?» 1) Его переполняло чувство радости, что он вернулся с задания живым. 2) Ему неудобно было спать на деревенской кровати, застеленной чистым бельём. 3) Он не мог спать в непривычной для него тишине. 4) Он размышлял о предстоящих сражениях. 3
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Петруха Васильев отказался уйти с урока химии?» 1) Петруха Васильев оказался трусом и предателем. 2) Петруха Васильев хотел написать кляузу на своих одноклассников. 3) Петрухе Васильеву была важна оценка по химии за полугодие. 4) Петруха Васильев опасался, что история с побегом плохо отразится на здоровье матери. 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчику запомнилась история с книгой?» 1) Потому что совершенно бесплатно мальчик стал обладателем семи дорогих книг. 2) Потому что лётчик сдержал своё обещание. 3) Потому что рассказчик сожалел, что во время войны книги потерялись. 4) Потому что незнакомые люди проявили сочувствие и бескорыстие. 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик оглянулся и посмотрел на мать (предложение 9)?» 1) Потому что мать посмотрела на него, «как будто просила милостыни». 2) Рассказчик хотел понять, над кем смеялись его друзья. 3) Рассказчик почувствовал, что обидел мать. 4) Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется». 4
Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1) Рая Иванова училась в ремесленном училище. 2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. 3) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере. 4) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров. 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Тёма решил вытащить Жучку из колодца?» 1) Тёма любил захватывающие и опасные приключения. 2) Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду беспомощному животному. 3) Мальчику хотелось испытать свои силы. 4) Тёма боялся, что родители подумают, будто это он бросил собаку в колодец. 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему война перестала казаться мальчику "забавной"?» 1) (6) Вот на экране появились артиллеристы. (7) Их было семь человек. 2) (3) …Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. 3) (19) …он впервые испытал чувство страха за близкого человека… 4) (23) Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. 3
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Витя растоптал цветы?» 1) Вите не понравились цветы, которые папа подарил маме на Восьмое марта. 2) Свою обиду, вызванную насмешками одноклассников, Витя выместил на цветах. 3) Его соседка по парте Лена Попова отказалась от подарка. 4) Никто из одноклассников не подарил девочкам цветы, и Вите было неприятно выделяться своим подарком. 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему общение с деревенскими ребятами развеяло у учителя студенческие иллюзии?» 1) Учитель был разочарован тем, что его отправили работать в деревню, а не оставили преподавать в Москве. 2) Учитель понял, что в тяжёлых условиях послевоенной жизни главным для деревенских ребят было не образование, а выживание. 3) Деревенские ребята в большинстве своём были неграмотными. 4) Кроме литературы, ему ещё приходилось преподавать географию и историю. 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Зыбин решил выпустить краба в море?» 1) Зыбин передумал делать из засушенного краба сувенир. 2) Краб вёл себя очень агрессивно и не раз щипал Зыбина клешнёй за палец. 3) Подруга Зыбина Лина настояла на том, чтобы он отпустил краба в море. 4) Зыбин осознал, что обрекает краба на медленную и мучительную смерть. 4
Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. 60
Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений. (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые
Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! (35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс. 35
Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. 5
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову. 3,7
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Мать,(1) однако,(2) стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке,(3) в смешном капоре,(4) под которым висели седые волосики,(5) и с заметным волнением,(6) как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность,(7) беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов,(8) которые,(9) смеясь,(10) на неё оглядывались и что-то друг другу говорили. Приблизившись,(11) я приостановился,(12) а затем хотел было незаметно проскочить,(13) но мать,(14) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой,(15) помахала рукой,(16) и я,(17) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами,(18) подошёл к ней
Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам. 20
Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 22
Замените словосочетание «книжный магазин» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Магазин книг
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Все двинулись к дверям,(1) в классе оставался только Петруха Васильев,(2) который спокойно,(3) ни на кого не обращая внимания,(4) что-то писáл в тетради. 2
домашнее задание: Синтаксис стр.11-13