Нормативно-правовые аспекты психолого- педагогического сопровождения выпускников в период подготовки и сдачи итоговой аттестации Семинар заместителей директоров образовательных организаций
Многие специалисты уверены: между ЕГЭ и чередой самоубийств есть связь. Чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которые учащиеся испытывают на протяжении всего периода подготовки к экзамену и во время его проведения, приводят к эмоциональному срыву, c которым подростки не всегда в состоянии справиться.
Российская статистика Количество самоубийств среди выпускников за последние три года увеличилось вдвое. Притом, что попытку суицида в нашей стране предпринимает каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 19 лет. Для 2,5 тыс. она оказывается успешной.
Нормативные акты сопровождения ГИА различных уровней Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» Приказ Министерства образования и науки РФ от «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
Нормативные акты 2015 года различных уровней Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от «О необходимости проведения психологической подготовки к ГИА обучающихся выпускных классов общеобразовательных организаций» Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от /425 «Об организации психологического сопровождения подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программа общего и среднего общего образования в Челябинской области в 2015 году»
Ключевые принципы Национальной стратегии Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В РФ должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребенка. В РФ должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Требования к ОУ по созданию условий целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; рациональная организация образовательного процесса; организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
Требования к ОУ по созданию условий учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, воспитанников при организации образовательного процесса; обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации).
Требования к ОУ по созданию условий организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками; комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников; мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников
Руководителям образовательных организаций Организовать информационную работу по психологическому сопровождению подготовки и проведения итоговой аттестации Организовать консультационную работу по вопросам обеспечения психологической поддержки обучающимся
Цель психологической подготовки Выработка психологических качеств, умений и навыков у выпускников, что повысит эффективность подготовки к ГИА Формирование положительного отношения к ГИА
Психологическая готовность к ГИА Определенный эмоциональный настрой Ориентированность на целесообразные действия Актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена