Короленко Владимир Галактионович ( )
Тема урока: «Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс"
Цели: образовательная - доказать, парадоксален ли главный герой или все его поступки можно объяснить с позиции здравого смысла, поразмышлять о смысле жизни; развивающая – развивать познавательную активность, аналитическое мышление, устойчивость внимания, воображение, умение творчески мыслить; воспитательная - воспитывать толерантность к людям с ограниченными возможностями
Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена? Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена? В чём назначение человека?
Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу. Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.
Герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич говорил: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае».
Герои: колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания. пан Уляницкий – фальшивый человек отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней. Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала
Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Человек создан для счастья, как птица для полета»
- Из уст калеки звучат слова о счастье. - Урод-калека зарабатывает деньги, давая «представления». - Он, нищий-калека, отдает серебряную монету первому нищему, которого встречает. - Калека кормит здоровых племянников.
«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».
«Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».
Мальчики поняли, что смысл жизни в стремлении к счастью, достижение счастья самим, своими руками, головой, несмотря ни на что, приближение счастья.
Спасибо за урок! Будьте счастливы!