НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. ПОДГОТОВИЛ: ученик 9 класса МОУ Вознесеновская СОШ ПОДГОТОВИЛ: ученик 9 класса МОУ Вознесеновская СОШ Борисов Олег. Борисов Олег. РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель русского языка РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель русского языка Строгонова Н.П. Строгонова Н.П. Новый этап в культурном развитии нашего общества – неослабный и возрастающий интерес к русскому языку и повышенные требования к форме речи. Новый этап в культурном развитии нашего общества – неослабный и возрастающий интерес к русскому языку и повышенные требования к форме речи.
Компоненты образованности и интеллигентности современного человека Компоненты образованности и интеллигентности современного человека Речь (как лакмусовая бумажка общей культуры) Речь (как лакмусовая бумажка общей культуры) Владение русским языком Владение русским языком
Максим Горький писал: «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической ». Максим Горький писал: «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической ».
Учение о культуре речи – самостоятельная научная дисциплина включает в себя Учение о культуре речи – самостоятельная научная дисциплина включает в себя Стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания значение и соблюдение языковых норм (правописания, ударения, словоупотребления) требованиеправильности речи речи
Лексикология Лексикология изучает изучает словарный состав в его современном состоянии и историческом развитии освещает освещает современную словарную систему нашей речи историческую лексикологию – формирование и обогащение в связи с историей русского языка
Объект изучения в лексикологии- слово Слова подвергаются изучению в морфологиилексикологии средство для изучения грамматического строя, словообразовател ьных моделей и правил языка словообразовании словарного состава языка как такового для познания самих слов
Слова в лексикологии изучаются с точки зрения: изучаются с точки зрения: смыслового значения; смыслового значения; места в общей системе лексики; места в общей системе лексики; происхождения; происхождения; употребляемости; употребляемости; сферы применения в процессе общения; сферы применения в процессе общения; экспрессивно-стилистического характера. экспрессивно-стилистического характера.
Лексика современного русского языка ( с точки зрения сферы употребления ) разделяется на общенародные слова (слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых, жизненно важных понятий) слова, ограниченные в употреблении ( характеризующие лишь какой-либо определённый коллектив) диалектизмы профессионализмы арготизмы
Общенародная лексика диалектизмы диалектизмы (зобать – есть, бруг - рассвет) бруг - рассвет) профессионализмы (шапка – заголовок, щека – боковая щека – боковая площадь, часть чего-либо) площадь, часть чего-либо) арготизмы арготизмы (подбросить - подвести, кол – единица, кол – единица, стоять на стрёме - караулить) стоять на стрёме - караулить)
Арготизмы воровские (перо – нож, академия – тюрьма, фраер- мелкий вор) школьные (кол- единица, чубрик- человек, глаза - зенки) студенческие срезаться-не сдать экзамен, старикан- профессор, универ- университет военные военные макаронник- сверхсрочник, батя-командир, дед- старослужащий