LOGO От конфликта к культуре педагогического общения
Конфликт ( от латинского conflictus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой. От конфликта к культуре педагогического общения
По типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). По социально-психологическому эффекту: -развивающие, утверждающие, активизирующие; - способствующие самоутверждению, развитию или ограничению По объему социального взаимодействия: межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные. Классификация конфликтов От конфликта к культуре педагогического общения
Стиль конкуренции или соперничества 1 Стиль сотрудничества 2 Стиль компромисса 3 Стиль уклонения, избегания 4 От конфликта к культуре педагогического общения Стиль приспособления 5 Стили поведения в конфликтной ситуации
инцидент участники конфликтная ситуация проблема (противоречие) КОНФЛИКТ = От конфликта к культуре педагогического общения
Конфликтные ситуации «Педагог - педагог» « Педагог-ученик» «Педагог-родитель» От конфликта к культуре педагогического общения
«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива. В.А. Сухомлинский. От конфликта к культуре педагогического общения
Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место суметь поставить интересы ребёнка как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые конфликты и ситуации, в которые включаются и другие участники – студенты, педагоги, администрация, родители. От конфликта к культуре педагогического общения
От конфликта к культуре педагогического общения Способ «беспроигрышного разрешения конфликтов» с обучаемыми 1. Активное слушание 2.«Я - сообщение» 3. Сбор возможных решений: «как же нам быть?» 4. Оценка предложенных решений и выбор наилучшего 5. Детализация принятого решения 6. Выполнение принятого решения, контроль 7. Анализ осуществленного дела Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизации их отношений.
B C A «победитель - побежденный» «победитель» «побежденный победитель» Модели разрешения конфликтов От конфликта к культуре педагогического общения
Как избежать ненужных конфликтов? НЕ ГОВОРИТЕ СРАЗУ СО ВЗВИНЧЕННЫМ, ВОЗБУЖДЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ; ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКАЗАТЬ О НЕПРИЯТНОМ, СОЗДАЙТЕ БЛАГОПРИЯТНУЮ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ; ПОПРОБУЙТЕ СТАТЬ НА МЕСТО ОППОНЕНТА, ПОСМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ ЕГО ГЛАЗАМИ; НЕ СКРЫВАЙТЕ СВОЕГО ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ, ВЫРАЖАЙТЕ ОДОБРЕНИЕ ЕГО ПОСТУПКОВ; ЗАСТАВЬТЕ СЕБЯ МОЛЧАТЬ, КОГДА ЗАДЕВАЮТ В МЕЛКОЙ ССОРЕ; УМЕЙТЕ ГОВОРИТЬ СПОКОЙНО И МЯГКО, УВЕРЕННО И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО; ПРИЗНАВАЙТЕ ДОСТОИНСТВА ОКРУЖАЮЩИХ ВО ВЕСЬ ГОЛОС, И ВРАГОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ; ЕСЛИ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО НЕ ПРАВЫ, ПРИЗНАЙТЕ ЭТО СРАЗУ. От конфликта к культуре педагогического общения
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися, студентами, в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Стили общения: Общение на основе увлеченности совместной деятельностью Общение на основе дружеского расположения Общение – диалог Общение – дистанция Общение – устрашение Общение - заигрывание От конфликта к культуре педагогического общения
Коммуникативный компонент (обмен информацией между субъектами общения) Интерактивный компонент (общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция). Перцептивный компонент (восприятие, изучение, понимание, оценка партнёрами по общению друг друга). Структура общения От конфликта к культуре педагогического общения
Информационная 1 Самопрезентативная 2 Социально-перцептивная 3 Интерактивная 4 От конфликта к культуре педагогического общения Аффективная 5 Функции общения
УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто её получает, и не обедняет тех, кто её даёт ! Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. Давайте чётко и искренне признавать хорошее в других Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни Желание понимать другого человека порождает сотрудничество От конфликта к культуре педагогического общения
LOGO