Русский самовар интегрированный урок русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение, технология, изобразительное искусство Хизова Л.Н. учитель начальных классов МОУ СОШ 1 г.Мичуринск Тамбовская область «
Русский самовар…Сегодня, к сожалению, он воспринимается как часть истории. И воду мы кипятим в электрическом чайнике. Хотя вода из самовара целебней кипяченой электрической воды. Самовар стал символом дома! Наряду с понятиями «красный угол», «печка-матушка», словосочетание «самовар-батюшка» стало характеризовать уклад жизни русских семей, живущих как в городе, так и деревне. Времена меняются – мы тоже. Но память о самоваре остается…
Нужен ли русский самовар современному человеку? «Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар…» А.С.Пушкин
Чтобы ответить на данный вопрос нужно: выяснить, зачем человек его изобрел? изучить историю создания самовара. как прогресс изменил самовар? радостно ли было сидеть за чашкой чая у самовара?
Вам интересно Что пишет словарь В. Даля о лексическом значении слова «самовар»? Прообраз самовара – сбитенник? Есть ли у самовара Родина? Стал ли самовар символом дома? « Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар…». Кто автор этих строк?
Исследовательская работа групп 1 группа – «Исторические следопыты» исследует историческую карту страны и находят Родину самовара, делают бюллетень «История создания самовара» 2 группа – «Литературный Всезнайка» совершают поход в библиотеку и находят фамилию автора строк. Дополнительно знакомятся с другими стихотворениями и заучивают понравившиеся наизусть. Исследуют лексическое значение слова «самовар». Находят в русском фольклоре считалки, пословицы, загадки, песни о самоваре. Создают книгу- брошюру «Литературная самовария», где есть страницы для творчества под заголовками: «Мои стихи о самоваре», «Эссе – самовару». 3группа – Мини-фабрика «Умные ручки» исследуют размер, форму, цвет самовара. Сравнивают самовары веков с современными самоварами, а также бытовые с коллекционными. Изготовляют шаблоны самоваров и украшают их.
Чтобы начать исследование, вам необходимо Разбиться на группы по интересам Наметить план работы и сроки их реализации Посетить библиотеки и музеи Просмотреть художественную литературу и журналы Провести расследование « У кого еще остался старый самовар»