Из опыта работы учителя химии Натальи Викторовны Кузьмичевой
Цель технологии уровневой дифференциации: обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам; создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне. Методическая основа: индивидуализация обучения; дифференцированный уровень требований; материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях; от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.
Учебная деятельность предполагает четкое планирование учебного процесса: уроки объяснения уроки тренировочные уроки помощи и взаимопомощи уроки проверки ОРО (обязательные результаты обучения) уроки проверки усвоения темы (тематические зачеты) Результаты: Позволяет учащимся реально оценивать свои возможности Повышается интерес к предмету Между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения Снижается психологическое напряжение учащихся на уроках Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся Исчезает страх перед проверкой знаний
Игра это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Функции игры Развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес) Коммуникативная Функция самореализации Терапевтическая (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни) Диагностическая (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты) Коррекционная (изменить под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и т. д.)
Игра как метод обучения В качестве самостоятельной технологии Как элемент педагогической технологии В качестве формы урока (занятия) или его части В качестве внеклассной работы Целевые ориентации Дидактические расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности Воспитывающие воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, мировоззренческих, эстетических установок Развивающие развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить и т. д. Социализирующие приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция и т. д.
«Логические цепочки» Учитель задает начало фразы: «Алюминий металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. «Продолжи ряд» Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд: а) Li, Al, As,.... б) F-,..., Na+, S2-, Ar,....
«Третий лишний» В каждой строчке по три формулы. Например: а) NaCl, AgNO3, KNO3; б) H2S, CaSO4, HI, в) BaO CO2 CaO г) HNO3 HCl H2O «Крестики-нолики» Выигрышный путь составляют формулы веществ с ионной связью NH 3 CaSMgCl 2 H2OH2OKClO2O2 Na 2 OSO 2 BaF 2