Система работы по адаптации учащихся. Выявление социально- педагогических и психолого- педагогических проблем, оказание психологической поддержки
Лекции 1. Составляющие адаптации учащихся. Построение системы адаптации школьников. Адаптация школьников к образовательной среде в критические периоды развития. 2. Выявление социально-педагогических и психолого-педагогических проблем учащихся.
Практические занятия 3. Психологическое обеспечение адаптации. Выявление внутриличностных детерминант процесса адаптации, основывающегося на анализе особенностей когнитивного, эмоционально-волевого и коммуникативно-поведенческого компонентов структуры личности (семинарское занятие) 4. Психологический праксис: оказание психологической поддержки учащимся в учебное и во внеурочное время. Профилактика факторов риска дезадаптации посредством формирования позитивного отношения к себе как субъекту учебной деятельности и социально- приемлемых способов выражения эмоциональных состояний, а также развития навыков конструктивного взаимодействия в системе значимых отношений.
Процесс адаптации проходит несколько стадий 1. Стадия ознакомления: лицеист получает информацию о новой ситуации в целом, критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения. 2. Стадия приспособления: лицеист переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей. 3. Стадия ассимиляции и аккомодации: приспособление к сфере, идентификация с новой группой, а так же преобразование среды.
Факторы, способствующие адаптации учащихся : 1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда лицеистов, результатов личностного роста. 2. Скоординированная деятельность педколлектива: по формированию знаний и надпредметных умений. по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия). по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект. по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей лицейских классов. 3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе. 4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей- предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.