ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ по УМК «Школа 2000…» Ярославль, 2014 г. Горшкова Лариса Витальевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 90
Технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Три уровня реализации ТДМ обучения: 1. Базовый 2. Технологический 3.Системно-технологический Центр системно-деятельностной педагогики «Школа »
Этапы урока открытия нового знания 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Этап 3 Выявление места и причины затруднения 1. Организовать восстановление выполненных операций. 2. Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3. Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи или задач такого класса или типа вообще. Системно-технологический уровень
Фрагмент урока математики по теме «Сложение двузначных чисел: » 2 класс - Какое задание вы выполняли? - Что для вас было новым? - Расскажите, как вы рассуждали, решая пример? - На каком шаге рассуждений вы засомневались? - Почему же возникло затруднение?
Организовать построение проекта выхода из затруднения: Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Системно-технологический уровень Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений
Фрагмент урока математики по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» 1 класс - Какую цель поставим перед собой на уроке? -Какова тема урока? -Что нужно составить прежде, чем открыть способ? -Какое средство нам может помочь? -Вспомните, каким ещё способом кроме цифр, мы умеем записывать числа? -Какой первый шаг будет в нашем плане? -Какой следующий шаг нашего плана? -Что дальше?
План 1. Записать числа с помощью графических моделей 2. Выполнить действие 3. Сделать вывод
Этап 5 Реализация построенного проекта 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4. Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5. Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). Системно-технологический уровень
1. Сравните 1 и 1, используя числовой луч Проанализируйте результат сравнения с количеством частей - На какое число делили целое в первой доле? На… - На какое число делили целое во второй доле? На … - На большее или меньшее число делили целое в первой доле? >, < Какая получилась доля меньше или больше? > < Сформулируйте правило сравнения долей. Вставьте слова: больше или меньше. Чем …. число, на которое делится целое, Тем ….. полученная при делении доля. > < 1 1, так как Задание 1 группе
Эталон М < Б 1 > 1 1 > 1 так как 5 < 10 М Б 5 10 Б > М 1 4 Б М 8 4
- Где можно проверить правильность наших выводов? -Откройте учебник на странице 68 и прочитайте необходимый текст. -Совпал смысл вашего вывода с правилом в учебнике? -Теперь вернёмся к нашему пробному заданию. Повторите задание. -Вы теперь сможете выполнить задание, которое у вас вызвало затруднение, используя новое правило сравнения? -Кто готов объяснить своё решение? -Вы достигли цели? Докажите.
Этапы урока открытия нового знания 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке