Групповая консультация «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным». Способности, как и мускулы, растут при тренировке. В. А. Обручев. Автор: Трофимова Е. А. учитель русского языка и литературы г. Усолье - Сибирское Иркутской области МОУ «ОСОШ 1».
( ), [ ]. ( ), [ ]. [ ], ( ). [ ], ( ). [,( ), ]. [,( ), ]. Виды придаточных предложений 1 ? ? ? ? ? ?
Как отличить союз от союзного слова? Союзы Союзные слова что что чтобы (чтоб) что бы (что б) чем чем как как когда когда поскольку по скольку 2
Союз - можно опустить и смысл предложения при этом не изменится. - можно заменить другим союзом. Союзное слово - Придаточное предложение с союзным словом можно преобразовать в вопросительное предложение. - к союзному слову можно присоединить частицу же, именно и др. - можно заменить другим союзным словом. - можно заменить словами из главной части предложения. - только перед союзным словом может стоять предлог. - - является членом предложения. 3
Союз или союзное слово? 1. Мы увидели что наши усилия не пропали даром. 2. Он не слышал тех слов что ему говорили друзья. (определите вид придаточного) 3. Мы обрадовались когда начался лес. 4
1. Птичка колибри – это самая маленькая птичка на свете. 2. Одно из удивительных свойств этой пташки – отменный аппетит. Придумайте подходящее по смыслу определительное придаточное и запишите полученное сложноподчинённое предложение, поставив придаточное после подлежащего. Живёт в Южной Америке. Длина не превышает 20 миллиметров. Вес не превышает 20 граммов. Питаются они нектаром цветов. 5
Найдите среди данных предложений сложноподчинённое предложение с придаточным места. А. Это и была школа куда меня направили. Б. Я знал куда меня направили. В. Я приехал туда куда меня направили. 6
Из простых предложений составьте сложноподчинённые. 1. Жить легко. Рядом есть хорошие друзья. 2. Владимир с ужасом увидел. Он заехал в незнакомый лес. 3. Зарядку надо делать ежедневно. Зарядка помогает нам сохранить бодрость. 7
Расставьте знаки препинания 1. Дети которые живут на одном из островов Японии иногда ходят в школу на ходулях. 2. Соседний остров где находится школа отделяется от их острова неглубоким проливом. 3. Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет. 4. И дети чтобы у них не пропали занятия переправляются через пролив на ходулях. 8
1. Дети, которые живут на одном из островов Японии, иногда ходят в школу на ходулях. 2. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом. 3. Этот пролив, когда долго не идут дожди, сильно мелеет. 4. И дети, чтобы у них не пропали занятия, переправляются через пролив на ходулях. Проверьте себя 9
Определите вид придаточных предложений. Напротив поставьте номер нужного предложения. 1. определительное 2. обстоятельственное условия 3. обстоятельственное причины 4. обстоятельственное цели 10
Пока! Прощаемся, друзья. Обидно расставаться, Обидно расставаться, Но с запятою никогда Не стоит вам прощаться!