ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр» Использование мультимедийного обеспечения «Живой звук 3.01» в условиях внедрения ФГОС при организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися имеющими тяжёлые нарушения речи Людмила Юрьевна Козюберда учитель-логопед 2015 г.
Функциональные составляющие программы «Живой звук» 1. База данных. 2. Графическая визуализация и аудио запись речевых звуков. 3. Модули коррекционно-развивающего характера.
Модуль «База данных» позволяет сохранять сведения об обучающихся и динамике их развития; автоматически заносить в базу: - даты занятий; - продолжительность работы; - образцы произношения обучающихся в аудио- и видеозаписях; составлять и корректировать индивидуальный план развития обучающихся и контролировать выполнение плана индивидуальных занятий; наблюдать динамику развития навыков ребенка.
Графическая визуализация и аудиозапись образцов речи дают возможность: записывать, сохранять и воспроизводить образцы речи; создавать графический образ речевого материала; Благодаря визуализации речи можно работать над -силой голоса -длительностью и слитностью звучания -фразовой речью (графически выделяя логически ударное слово, наличие пауз, количество слов в предложении )
12 модулей ПО «Живой звук» условно делятся на 4 группы: до речевые упражнения; упражнения по развитию слухового восприятия; речевые упражнения; развивающие и учебные упражнения.
Группа до речевых упражнений. Модули «Водопад», «Дом», «Животные», «Звуки природы» Эти упражнения направлены на развитие речевого дыхания, формирование синхронности плавного удлиненного ротового выдоха и голосоподачи, контролируемой путем использования акустической и визуальной обратной связи; формирование реакций на звук, поиск источника звука; восприятия и различения громких и тихих звуков; развитие слухового внимания слуховой памяти; дифференциацию звуков и идентификацию звуков и объектов; развитие понятийного мышления, формирование умения выделять существенное и главное.
Группа упражнений по развитию слухового восприятия развивает слуховое восприятие неречевых («Звуки природы») и речевых звуков («Профили», «Диктант»); тренирует способность соотносить звук со звучащим предметом или объектом; помогает развивать слуховую память и внимание; формирует артикуляционно-акустические образы звуков.
Группа речевых упражнений непосредственно связана с формированием речи – произношением, развитием связной речи и навыков общения. Модули «Учись произносить звуки», «Профили», «Автоматизация звукопроизношения», «Диалоги», «Проявление эмоций», «Времена года», «Картинный словарь» отработка четкого произношения изолированных фонем; автоматизация звукопроизношения в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах; расширение словарного запаса; формирование грамматических конструкций; составление связных и грамотных устных высказываний.
Группа развивающих упражнений все модули мотивация школьников к обучению; активизация познавательной деятельности и расширение кругозора; развитие когнитивных функций: памяти, внимания, мышления; формирование способности ребенка к анализу абстрактных графических изображений; развитие эмоционально-волевой сферы и умения воспринимать и оценивать эмоциональные проявления человека; формирование навыка самообучения и самоконтроля; овладение элементами компьютерной грамотности; формирование способности устанавливать ассоциативные связи между словами, прогнозировать и выстраивать свою речь.