Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей 1557 города Москвы Проект школьной команды по теме: «Условия развития информационно- ориентировочных учебных умений и действий в процессе учебной деятельности обучающихся»
Формирование школьной команды апрель 2014 г. май 2015 г.
Тема: Условия развития информационно- ориентировочных учебных умений и действий в процессе образовательной деятельности обучающихся. Цель: Определение системы педагогических условий, обеспечивающих развитие информационно-ориентированных умений и действий, содействующих формированию познавательных и регулятивных УУД у обучающихся.
Задачи: 1. Проанализировать имеющиеся в литературе и практическом опыте учителей лицея педагогические технологии, обеспечивающие решение проблемы. 2. Отбор и обоснование оптимальной педагогической технологии развития информационно- ориентировочных учебных умений и действий обучающихся. 3. Создание педагогической технологии и внедрение её в образовательный процесс для достижения результатов в формировании познавательных и регулятивных УУ.
Описание проекта Выявив противоречия, проанализировав данные первого этапа диагностики и проведя определенную работу, группа педагогов лицея «Школьная команда» разработала технологию формирования и развития информационно- ориентировочных умений и действий, определяющих развитие познавательных и регулятивных УУД.
Условие реализации технологии : Ключевым условием реализации представляемой технологии является систематическое использование заданий в процессе образовательной и воспитательной деятельности обучающихся 6-х классов.
Технология формирования и развития информационно- ориентировочных умений и действий, определяющих развитие познавательных и регулятивных УУД I. Ознакомление с текстом, выявление его характеристик (название, автор, год издания?, жанр, объем, наличие дополнительных заданий к нему) Контроль: Что привлекло, заинтересовало Вас в тексте? Переверните текст и на его обратной стороне запишите его выходные данные (название, автор, год издания, жанр, объем, наличие дополнительных заданий к нему). Осуществите взаимопроверку с соседом по парте. II. Изучите задание к тексту, наглядность (как дополнительные источники информации к тексту - иллюстрации, графики, таблицы, специальные пометки) к нему (при наличии); 2.1. Контроль: Поясните смысл задания. Определите, какая, из имеющейся наглядности поможет Вам выполнить задание. Прокомментируйте мнение.
III. Чтение текста с установкой на задание и с опорой на дополнительные источники информации к данному тексту Контроль: Установите, какие последовательные действия следует совершить (ориентировочные, исполнительные, контрольные, др.) для выполнения задания. IV. Сформулируйте главную идею текста, как она отражена в его названии Контроль: Назовите главную идею текста и обоснуйте ее связь (отсутствие) с заглавием.
V. Выделите ключевую информацию, необходимую для выполнения задания, проанализируйте ее и соотнесите с условием задания (задачи). Определите, что неизвестно для выполнения задания. Сформулируйте (самостоятельно / с партнером) предположения способов решения Контроль: Докажите правомерность предложенных Вами способов решения. VI. Проверка способов решения. Выбор и обоснование оптимального решения задания Контроль: Продемонстрируйте решение и соотнесите его с заданием.
РЕЗУЛЬТАТЫ Диагностика МЦКО 5 д г.6Д г. Уровень Кол-во уч-ся %Уровень Кол-во уч-ся % Высокий 624Высокий 28 Средний 1872Повышен- ный 1146 Нижний 14Средний 938 Низкий 28
5А г.6А г. Уровенькол-во уч-ся %Уровенькол-в 0 уч-ся % Высокий 1241Высокий 1034 Средний 1655Повышен- ный 1034 Нижний 14Средний 932 Низкий 00
Диагностика МГППУ Более сформированные метапредметные компетенции Понимание текста. Тип 2. (Способность читателя реконструировать авторскую логику по поводу картины жизни, изображенной в тексте. Отражает способность обобщать и интерпретировать информацию, заключенную в текстовом сообщении, понимание авторской логики) Понимание текста. Тип 3 (Способность продолжить, развить авторскую логику на основании фактологии текста, критически оценивать сложный текст на незнакомую тему. Способность интегрировать, сравнивать, противопоставлять и оценивать сообщения с разных точек зрения.) Способность к рефлексии Умение преодолевать визуальные стереотипы Сформированность действия моделирования Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями Умение различать ситуационные определенности и неопределенности и действовать в обеих ситуациях по- разному
Менее сформированные метапредметные компетенции Понимание текста. Тип 1. (Воссоздающее понимание или способность читателя восстанавливать в воображении те картины жизни. Которые изображены в сложном информационном тексте. Характеризует умение находить и извлекать нужную информацию из текста.) Способность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в письменной форме Освоение способов решения проблем поискового характера Умение планировать учебные действия Владение логическими действиями Умение использовать справочную информацию
«Способность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в письменной форме»
Внедрение результатов 1. Активизировать работу педагогов в разработанной технологии. 2. Организовать взаимодействие педагогов лицея всех ступеней образования с целью осуществления преемственности. 3. Апробировать данную технологию для достижения метапредметных результатов на уровнях дошкольного, начального, среднего образования 4. Использовать технологию во внеурочной деятельности 5. Разработать методические рекомендации помета предметам учебных и внеучебных занятий. 6. Создать банк сценариев метапредметных учебных и внеучебных занятий, образовательно-игровых сессий, образовательных событий и др. 7. Подготовить методические рекомендации по реализации детско- взрослых социально-значимых проектов.
Спасибо за внимание!