ЛГ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 4 « Золотой петушок » ПРОГРАММА КРУЖКА « Мы и безопасность » для детей старшего дошкольного возраста Руководитель кружка : Музафарова Алла Равильевна воспитатель 1 квалификационной категории
Пояснительная записка Одной из главных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
O Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. O Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Кружок «Мы и безопасность» Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 30 минут, 27 занятие в год (13,5 часов ). Программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа кружка «Мы и безопасность» Программа «Основы безопасной детей дошкольного возраста» (АВТОРЫ: Р.Б. СТЕРКИНА, О.Л. КНЯЗЕВА, Н.Н. АВДЕЕВА) Пособие по безопасности Рабочая тетрадь
ПРОГРАММА "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (АВТОРЫ: Р.Б. СТЕРКИНА, О.Л. КНЯЗЕВА, Н.Н. АВДЕЕВА) Ребёнок появляется на свет, а мама и папа днём и ночью заботятся о его благополучии. Малыш подрастает и становится самостоятельнее год от года. И вот он идёт в детский сад, оставляя родителей, бабушек и дедушек за воротами. Это очередной уровень свободы, и значит – пришла пора познакомиться с новыми правилами безопасной жизни и вспомнить уже известные. С рождения мы учим ребёнка избегать опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение эти правила формируются в отдельную дисциплину.
Пособия по безопасности Р.Б. Стёркиной Также в своей деятельности я применяю пособия по безопасности Р. Б. Стёркиной, в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов.
Цель программы «Мы и безопасность» Обучение детей правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще - режущими предметами, животными и ядовитыми растениями ; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.
Задачи программы «Мы и безопасность» O Создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ. O Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формировать привычки их соблюдения. O Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. O Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие. O Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил ОБЖ. O Расширить знания детей о профессиях ( пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач ). O Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своём здоровье. O Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятельности.
I блок – Дети на дороге O Дорожные знаки (« По дороге в детский сад »; « О безопасности на дорогах »; « Наблюдение за движением машин и работой водителя »). O Правила дорожного движения (« Знакомство с правилами дорожного движения »; « О правилах кошке расскажем немножко »). O Поведение в транспорте и общественных местах (« Готовы ли мы стать пассажирами »; « О правилах поведения в общественном транспорте »). O Правила для пешеходов (« Поведение детей в общественных местах. Ориентирование детей в районе детского сада »; « Пешеход переходит улицу »; « Лучший пешеход »). O Итоговое мероприятие (« Вечер весёлых и находчивых »).
«Изучаем дорожные знаки, пешеходный переход»
«Встречаемся с интересными людьми»
II блок – Огонь – друг, огонь – враг! (12 часов) O Осторожно, огонь ! (« Осторожно, огонь !»; « Спички – причина пожара »; « Горючие вещества »; « Детские шалости с огнём и их последствия »; « Лесной пожар »; « Чем опасен дым ?»). O Укротители огня (« Огонь и « Укротитель огня »; « Тили - бом, тили - бом, загорелся кошкин дом »; « Пожарный герой – он с огнём вступает в бой »). O Правила пожарной безопасности (« О правилах важных – пожаробезопасных »; « Знает каждый гражданин этот номер – 01»). O Итоговое мероприятие (« Основные правила пожарной безопасности »).
«Ходим на экскурсии, делимся впечатлениями»
«Оформляем стенды и уголки»
III блок – Здоровый ребёнок (18 часов) O Изучаем свой организм (« Изучаем свой организм »; « Чтобы глаза видели »; « Чтобы уши слышали »; « Пусть будут здоровы ваши ножки »; « Держи осанку »; « Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже »; « Зубы и уход за ними »; « Органы пищеварения »). O Откуда берутся болезни (« Откуда берутся болезни »; « Запомните, детки, таблетки – не конфетки »; « Витамины в жизни человека »; « Полезные и вредные привычки »). O Как беречь здоровье ребёнка (.« Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит »; « Как беречь здоровье ребёнка »; « Для чего нужна зарядка »; « Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже »; « Кто с закалкой дружит, никогда не тужит »; « Чистота – залог здоровья »). O Итоговое мероприятие (« Наши верные друзья »).
«Используем полученные знания в сюжетно-ролевых играх, участвуем в спортивных мероприятиях»
IV блок – Один дома (10 часов) O Опасные предметы (« Каждому опасному предмету своё место »; « Предметы быта »; « О правилах пользования электроприборами »; « Сделай компьютер своим другом »). O Осторожно, незнакомец !(« Когда мамы нет дома »; « Сказка про Колобка »; « Встреча с незнакомцем »). O Воспитываем бережливость (« Воспитываем бережливых »; « Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой »). O Итоговое мероприятие (« Ваши права, дети !»).
«Играем в настольно-печатные игры и проводим эксперименты»
V блок – В мире природы (9 часов) O Дети и времена года (« Пришла весна – ребятам не до сна »; « Гроза »). O Дети и животные (« Кошки и собаки – наши друзья »; « Насекомые »). O Дети и растения (« Съедобные и несъедобные грибы »; « Растения лекарственные и ядовитые »). O Мы пришли на водоём (« А, Б, В … водяного человечка »; « Мы пришли на водоём »). O Итоговое мероприятие (« Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни »).
«Изучаем окружающий мир, радуемся каждому дню»
В конце каждого учебного года проводится итоговое мероприятие с привлечением родителей. Для оценки полученных знаний и корректировки содержания курса кружка проводится мониторинг два раза в учебном году ( сентябрь, май ).
Критерии оценки приобретенных знаний детей 6-7 лет Первый блок « Дети на дороге » 1. Называет 7 и более дорожных знаков. 2. Знает основные правила дорожного движения. 3. Знает основные правила поведения в транспорте и общественных местах. 4. Объясняет, какой вред наносят нарушители правил уличного движения.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 6-7 лет Второй блок « Огонь – друг, огонь – враг !» 1. Знает основные причины возгораний, называет горючие вещества. 2. Хорошо знаком с профессией пожарного. 3. Знает алгоритм действий во время возгорания и задымления в квартире и в лесу.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 6-7 лет Третий блок « Здоровый ребёнок » 1. Умеет следить за осанкой, знает правила ухода за кожей. 2. Имеет навыки соблюдения личной гигиены ( мытьё рук, овощей и фруктов, умение чистить зубы ). 3. Умеет различать полезные и вредные привычки. 4. Рассказывает о роли витаминов в жизни человека. 5. Знает, как беречь своё здоровье, знает несколько видов закаливания, называет 7 и более видов спорта.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 6-7 лет Четвёртый блок « Один дома » 1. Имеет представление о правилах пользования электроприборами ; знает основные правила обращения с компьютером и телевизором. 2. Умеет разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях : обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать « нет » на предложения незнакомого взрослого. 3. Знает свои права. 4. Объясняет пользу воды, необходимость её экономии ; знает правила поведения во время потопа ; может самостоятельно очистить воду.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 6-7 лет Пятый блок « В мире природы » 1. Знает правила поведения во время грозы. 2. Знает правила поведения при встрече с различными насекомыми (5 и более видов ). 3. Различает и называет лекарственные и ядовитые растения, ягоды ( пять и более ). 4. Подробно перечисляет правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.
Оценки за каждый критерий O Высокий – 3 балла; O Средний – 2 балла; O Низкий – 1 балл.
Уровни освоения программы O Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу ; отсутствие или малое наличие каких - либо навыков и знаний по основам безопасности ; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами ; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми ; необходимость прямой помощи взрослого.
Уровни освоения программы O Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала ; среднее наличие каких - либо навыков и знаний по основам безопасности ; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково - исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками ; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.
Уровни освоения программы O Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении ; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни ; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно - исследовательской деятельности ; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала ; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности ; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.
Используемая литература 1)« Основы безопасного поведения дошкольников » ( занятия, планирование, рекомендации ). Автор - составитель О. В. Черемашенцева. Издательство « Учитель ». Волгоград г. 2)« Беседы о правилах пожарной безопасности ». Т. А. Шорыгина. Творческий центр « Сфера ». Москва г. 3)« Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет ». Т. А. Шорыгина. Творческий центр « Сфера ». Москва г. 4)« Беседы о здоровье ». Методическое пособие. Т. А. Шорыгина. Творческий центр « Сфера ». Москва г. 5)« Беседы о поведении ребёнка за столом ». Авторы : В. Г. Алямовская, К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, И. Н. Курочкина, Л. В. Куцакова, Л. А. Кондрыкинская, С. И. Мерзлякова, В. М. Сотникова, С. А. Петрова. Творческий центр « Сфера ». Москва г. 6)« Занятия по правилам дорожного движения ». Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. Творческий центр « Сфера ». Москва г. 7)« Инновационная деятельность в ДОУ ». Программно - методическое обеспечение. И. Урмина, Т. Данилина. « Линка - Пресс ». Москва г. 8)« Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет ». Авторы - составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Издательство « Учитель ». Волгоград г.
Наглядно-дидактические материалы 1)« Основы безопасности детей дошкольного возраста ». Р. Б. Стёркина. Учебно - наглядное пособие для детей дошкольного возраста. ОАО « Издательство « Просвещение ». Москва.2000 г. 2)« Детям о правилах пожарной безопасности ». Художник Ю. К. Школьник. Издательство « СОУЭЛО ». Москва г. 3)« Не играй с огнём !». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. « Весна - Дизайн ». г. Киров г. 4)« Как избежать неприятностей ?». Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности ( На воде и на природе 1). « Весна - Дизайн ». г. Киров.2008 г. 5)« Как избежать неприятностей ?». Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности ( Во дворе и на улице 2). « Весна - Дизайн ». г. Киров.2008 г. 6) « Как избежать неприятностей ?». Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности ( Дома 3). « Весна - Дизайн ». г. Киров.2008 г. 7)« Природные и погодные явления ». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. « Весна - Дизайн ». г. Киров.2008 г. 8)« Транспорт наземный, воздушный, водный. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. « Весна - Дизайн ». г. Киров.2008 г. 9)« Насекомые ». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. « Весна - Дизайн ». г. Киров.2008 г. 10)« Права ребёнка ». На базе « Конвенции о правах ребёнка ». Наглядное пособие для воспитателей, учителей, гувернёров, родителей. ООО Издательство « Ранок ». Москва г. 11)« Детские инфекции ». Информационно - деловое оснащение ДОУ. Издательство « Детство - Пресс ». г. Санкт - Петербург.