МОУ «СОШ с. Новополеводино Подготовка к написанию части С1 Единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе Жирнова Н.В.,учитель русского языка и литературы
Педагогическая мастерская Цель: обучение анализу предложенного текста, формулировка проблем, комментарии к ним и изложение собственного мнения по проблеме Формирование и развитие компетенций: -коммуникативной, -языковой, -гражданской, -ценностно-смысловой, -познавательной.
Поле идей Кластер 1 Душа Внутренний мир совокупность знаний о себе некая сущность, обитающая в теле Как все Желание любви Как сам Душа = любовь
Словарь Душа –внутренний психологический мир человека, его сознание и свойство характера. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, их выполнение. « Толковый словарь русского языка»
Вывод по 1 части текста Нравственность = любви: 1. к себе, 2. к людям, 3. к природе, 4. к труду, 5. к жизни. Нравственная проблема: желание познать себя, желание любить.
Художественные изобразительно – выразительные языковые средства Кластер 2 «Плащ» /аллегория (иносказание)/ Сокровища нашей души метафора Копилка души Но! Копилка домашнего благополучия Домашний уют
Вывод по 2 части текста Жить надо так, чтобы копилка души не хранила недостойного. Проблема истинных и ложных «сокровищ» нашей души.
А 29 Какое высказывание может служить эпиграфом к тексту? Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица) Отныне я не требую счастья, я сам свое счастье. (У.Уитмен). Осмыслить и почувствовать можно и верно, и разом,но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека. (Достоевский). Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья. (Чернышевский).
Поиск аргументов Литературный аргумент Литература – это жизнь души человеческой. Я старался рассказать про душу.». (В.М Шукшин) «Билетик на второй сеанс» «Два письма» «Выбираю деревню на жительство» Идея (основная мысль) Понять, что есть душа, какой она должна быть, можно быстро и верно, но важнее быть человеком, воспитывать в себе душу, т.е. нравственность, духовность, добродетель. Еще Прудон сказал: «Добродетель есть здоровье души» Аргумент из личного жизненного опыта
Итог работы- сочинение- рассуждение План ) Тема ( о чем говорится в тексте ). 1.2) Проблема ( проблемы ), поднятая в тексте. Актуальность проблемы. 1.3) Позиция автора по данной проблеме. 1.4) Языковые средства, помогающие автору раскрыть проблему, донести ее до читателя ) Ваше отношение к данной проблеме, согласие или несогласие с позицией автора. 2.2) Аргументы (1 из литературы,1 из жизни ) ) Основная идея текста. Вывод ( заключение ). ( О чем заставляет задуматься данный текст, чему учит ?) 150 слов Писать чисто, красиво, разборчиво ! Оставляйте поля ! Помните : эту часть проверяют люди, а не компьютер ! Желаю удачи !