Проект опытно-экспериментальной работы ГБОУ школы 342 ( гг.) «Социальное проектирование в деятельности детских общественных объединений»
Педагогическая идея Педагогическая идея ГБОУ школы 342 выражена в теме проекта ОЭР «Социальное проектирование в деятельности детских общественных объединений»; по сути является социально-педагогическим комплексом программных и методических средств, направленных на решение вопросов, связанных с социализацией и развитием гражданских знаний и умений обучающихся, выражением их собственной активной позиции в общественной жизни.
Актуальность Актуальность идеи заключается в том, что она в полной мере соответствует цели современного образования – овладению школьниками умениями социального проектирования и развитию у молодежи социальной компетентности в самом широком ее смысле. Исследование проблемной сути идеи отвечает основным задачам модернизации образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, где одним из основных результатов развития личности выделяется социальная культура человека.
Новизна Новизна исследования состоит в создании теоретической модели развития социальной активности детей и подростков на основе сочетания разных форм и направленностей воспитательных мероприятий, формирующих социальные умения обучающихся в современной школе. в разработке и апробировании организационно- педагогических и управленческих механизмов реализации этой модели, пригодных не только для районной системы образования и Санкт-Петербурга, но и для других регионов России.
Ожидаемые эффекты Реализация выдвинутой идеи позволит обучающимся попробовать свои силы в разработке и выполнении реальных социально- значимых проектов, итогом которых может стать изменение социальной ситуации в школе, районе, городе... позволит обучающимся почувствовать значимость своей деятельности и увидеть новые возможности для более полной самореализации в жизни; будет способствовать воспитанию гражданской активности обучающихся и готовить их к жизни и труду.
Роль школы В новых условиях общеобразовательная школа рассматривается как социальный институт, роль которого резко возрастает и по сути становится определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры.
Особенность нового подхода Новый подход к воспитанию отличается демократической сущностью и заключается: в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования; создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности; подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей; стимулировании его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию. При этом предоставление свободы должно сочетаться с формированием у детей чувства ответственности за свои поступки и, чем выше это чувство ответственности, тем шире должны быть возможности выбора.
Предполагаемые результаты ОЭР Механизмы (модель, система, технологии и т.д.) развития социальной активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов. Методические материалы для реализации предлагаемых механизмов в практике работы детских общественных объединений Невского района Санкт-Петербурга.
Цели ОЭР Проектирование, разработка, реализация и апробация механизмов развития социальной активности детей и подростков через создание и реализацию социальных проектов в условиях деятельности детского общественного объединения на базе образовательного учреждения.
Задачи ОЭР В процессе исследовательской деятельности коллектив экспериментальной площадки предполагает: определить наиболее эффективные пути влияния полифункциональной среды школы на развитие социальной успешности личности; разработать модель развития социальной активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов; разработать методики и критерии оценки эффективности данной модели; провести мониторинг её результативности; определить, создать и описать условия, необходимые для приобретения обучающимися позитивного социального опыта; обобщить, проанализировать и научно описать опыт работы по социальному проектированию в рамках Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся ГБОУ школы 342 Невского района Санкт-Петербурга.
Программа ОЭР Этапы реализации программы: Подготовительный (аналитико-прогностический) Теоретико-экспериментальный Экспериментально-обобщающий (аналитический)
Программа ОЭР I этап: подготовительный (аналитико-прогностический) 1. Изучение педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования с целью определения основных подходов к теме исследования и рассмотрения степени изученности проблемы. 2. Анкетирование педагогов с целью выявления их готовности к ведению ОЭР по теме исследования. 3. Мониторинг технических возможностей ОУ для проведения ОЭР и выявление возможных затруднений. 4. Проектирование курсов повышения квалификации педагогов школы по проблемам организации ОЭР. 5. Наблюдения, опросы, изучение и анализ документации, проблемно-ориентированный анализ инновационной деятельности в ОУ. 6. Проектирование сетевого взаимодействия школы с НМЦ и другими ОУ района.
Программа ОЭР II этап: теоретико-экспериментальный 1. Пополнение фактического материала по проблеме исследования из научной и психолого-педагогической литературы. 2. Разработка опытно-экспериментальной программы по реализации модели развития социальной активности детей и подростков в ОУ. 3. Разработка теоретических аспектов внедрения в ОУ модели развития социальной активности детей и подростков и разработка программы ее информационно-методического сопровождения. 4. Подготовка и консультирование координаторов творческих групп по внедрению в ОУ экспериментальной модели. 5. Проведение формирующего эксперимента с целью апробации модели развития социальной активности детей и подростков и выявления условий, влияющих на эффективность формирования у обучающихся ОУ социальной компетентности. 6. Оценка влияния внедрения экспериментальной модели на качество инновационной деятельности в ОУ на основе результатов формирующего эксперимента.
Программа ОЭР III этап: экспериментально-обобщающий (аналитический) 1. Проведение контролирующего эксперимента по уточнению и проверке выдвинутой гипотезы. 2.Обработка, систематизация и теоретическая интерпретация полученных в ходе эксперимента данных. 3. Проведение серии научно-методических семинаров и конференций по теме эксперимента. 4. Оформление теоретических и практических выводов проведенного исследования. 5. Освещение ОЭР в научно-методической литературе и СМИ; размещение материалов на сайте школы на портале системы образования Невского района в социально- методической сети «Два берега» а также в электронных и печатных СМИ района, города.
Критерии эффективности ОЭР включенность педагогического коллектива в реализацию программы ОЭР; совершенствование качества воспитательной работы ОУ, направленную на социализацию детей, подростков, молодежи на основе социального проектирования; включенность родителей в процесс воспитания и социализации детей, подростков, молодежи.
Глоссарий по теме Социальный успех – это результат осознанной ориентированности личности на реализацию стремления найти дело своей жизни, отвечающее социальным ожиданиям общества. Социальное проектирование – это школа гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими – важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности обучающихся. Социальная компетентность – это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемую как владение алгоритмами проектной деятельности.