Мониторинг инновационной деятельности в учреждении образования
Проблематизация Место и роль мониторинга инновационной деятельности (ИД) в управлении инновационными процессами Виды мониторинга ИД Процедура мониторинга Мониторинговый инструментарий
Место и роль мониторинга инновационной деятельности (ИД) в управлении инновационными процессами Мониторинг инновационной деятельности – это средство управления инновационными процессами на основе информации об их состоянии и тенденциях развития. Традиционно включает: сбор, обработку, хранение и распространение информации с целью корректировки (устранения) негативных явлений.
Мониторинговая информация -Это сведения о процессах изменения (развития) изучаемого объекта (инновационной деятельности).
Требования, предъявляемые к мониторинговой информации Конкретность (объективность) Соответствие времени (актуальность) Соответствие условиям (критериальная обоснованность) Измеримость Сопоставимость (с нормой, с объектом в развитии, с аналогичными процессами в других учреждениях)
Схема мониторинга в управлении инновационной деятельностью (объекты мониторинга) Функции управления Вид деятельности Критерии Показатели Планирование Управление содержанием инноваций Цель ИД (подготовка, обучение, воспитание, ФГ, социализация) Степень сформулированности цели ИД в программных документах Организация Управление обеспечением инноваций (техническим, методическим и др.) Процесс ИД (экономическая, методическая, научная, партнерская деят-ть) Степень соответствия методических, технологических, др. задач поставленной цели ИД Мотивация Управление человеческим ресурсом (УОП) Результат ИД как изменение связей и отношений (обученность, воспитанность, нормы, ценности, рейтинг УО и др.) Степень достижения цели ИД Контроль (мониторинг) Управление качеством инноваций
7 Виды мониторинга Виды мониторинга ИД Опросный (первичный) Кейсовый (ситуативный, например, «мозговой штурм») Документальный (вторичный) Внутренне- Внешний Внутренний Экономический, маркетинговый Психологический, социологический Педагогический Тактический (ежеквартально, 1 раз в четверть) Оперативный (по мере возникновения проблем) Стратегический, 2 раза в год (вход-выход) По источникам информации По носителям информации По критериям ИД По периодичности проведения
Процедура (механизм) мониторинга п/п Этап мониторинга Содержание деятельности Обозначение Результат 1 Разработка критериев 1) Нормативное правовое обеспечение 2) Программа ИД 3) Кадры ИД 4)Технологии ИД 5) Внешняя среда ИД Концепция мониторинга 2 Операционализация критериев (СТЕП- анализ) Значимость ИД (по каждому критерию): 1. Социальная 2. Технологическая 3. Экономическая 4. Политическая Программа мониторинга 3 Сбор данных Анализ документов, анкетирование, интервьюирование, наблюдение Инструкция по проведению сбора данных 4 Обработка данных 1. Семантическая (вопрос-ответ). 2. Вербальная (факторный анализ). 3. Когнитивная Программы обработки данных 5 Анализ данных, создание базы данных 1. Статистический 2. Информационный 3. Тестовый Аналитическая записка, справка 6 Принятие решений 1. Отчет. 2. Внутренние решения 3. Внешние решения (публикации, конференции и др.) Переписка, протокол 7 Прогнозирование Корректировка критериев Изменения, вносимые в программу мониторинга
Инструменты мониторинга Анкета педагога (образовательные потребности-возможности) Анкета учащегося (образовательные потребности-способности) Анкета родителя (готовность к взаимодействию) Анкета эксперта (качество образования)
Пример инструментария Оценка инновационной деятельности учреждения образования (