Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Предлагаю выявить степень вашей толерантности (хотя бы приблизительно) следующим образом. Ответьте быстро, не раздумывая над вопросами: 1.Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от плана, продуманного вами, потому что такой же план предложил кто- то еще:1.Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от плана, продуманного вами, потому что такой же план предложил кто- то еще: а)да; б)нет. 2.Вам предлагают начать игру. Вы предпочитаете:2.Вам предлагают начать игру. Вы предпочитаете: а)чтобы в игре участвовали только те, кто хорошо играет; б)чтобы в игре участвовали и те, кто правил игры не знает. 3.Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости:3.Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости: а)да; б)нет.
4.Вызывают ли у вас неприязнь люди в нетрезвом состоянии, которые разгуливают в общественных местах:4.Вызывают ли у вас неприязнь люди в нетрезвом состоянии, которые разгуливают в общественных местах: а)меня это не волнует, если они не переступают допу стимых границ; б)мне всегда неприятны люди, которые плохо контро лируют свое поведение. 5.Находите ли вы общий язык с людьми, которые не принадлежат вашему кругу (имеют иной со циальный статус, придерживаются иных, чем вы, культурных, религиозных традиций):5.Находите ли вы общий язык с людьми, которые не принадлежат вашему кругу (имеют иной со циальный статус, придерживаются иных, чем вы, культурных, религиозных традиций): а)для меня это довольно сложно, мы станем говорить на разных языках; б)не думаю, что его вероисповедание, социальный ста тус или уровень образования для установления кон такта будет играть существенную роль. 6.Когда над вами подшучивают, вы:6.Когда над вами подшучивают, вы: а)сердитесь, вам неприятна шутка и сам шутник; б)постараетесь ответить достойно в том же шутливом тоне.
7.Вам часто приходит в голову мысль о том, что многие люди «сидят не на своем месте» или «де лают не свое дело»:7.Вам часто приходит в голову мысль о том, что многие люди «сидят не на своем месте» или «де лают не свое дело»: а)да; б)нет. 8. Вы привели в вашу компанию нового человека, и он стал объектом всеобщего внимания, о вас почти забыли:8. Вы привели в вашу компанию нового человека, и он стал объектом всеобщего внимания, о вас почти забыли: а) вам неприятно, что таким образом вы оказались обделены вниманием; б) радуетесь, что новый друг хорошо принят вашими старыми друзьями. 9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который нелестно отзывается о современной молодежи, превозносит былые времена. Как вы реагируете:9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который нелестно отзывается о современной молодежи, превозносит былые времена. Как вы реагируете: а)уходите пораньше под благовидным предлогом, так как вам этот разговор неинтересен; б)вступаете в спор и нервничаете, доказывая, что со временная молодежь совсем не плоха.
Результат подсчитывается так: За ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а присудите себе по 2 балла и сложите их. Если вы получили: 04 балла вас можно характеризовать как человека упрямого и непреклонного. Стремление навязать свое мнение другим превалирует над разумом. Вы можете даже допустить повышенный тон. Люди, которые думают иначе, чем вы, вас часто раздражают, и оттого, скорее всего, с вами сложно поддерживать нормальные бесконфликтные отношения. А вам трудно согласиться с тем, что люди имеют право поступать и думать иначе, чем вы. 612 баллов вы способны отстаивать свои убеждения, но, что похвально, вы способны вести и диалог, учитывая мнения собеседника, и даже менять свои убеждения, если это необходимо. Но не всегда вам удается быть терпимым, бывает, что вы срываетесь на резкие возражения, и в такой момент вы способны забыть, что победы можно достичь более достойным путем баллов твердость убеждений, гибкость и такт гармонично сочетаются. Это замечательно, что вы способны принять любую идею,пытаетесь понять инакомыслие, с пониманием отнеситесь к самым разнообразным поступкам людей. Вы также способны к самокритике; не боитесь признать правоту вашего собеседника, если поймете, что ваше мнение было ошибочным.
Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе. Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста предусматривает следующие направления обучения толерантности: Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог ожидаются следующие результаты: ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок.социально адаптированный ребенок.
Можно выделить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности: 5-7 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания 7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся сочувствия, сопереживания
В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности: 1. Слово педагога о толерантности Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость). Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия - определение понятий "Терпение, терпимость, толерантность". 2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному. Воспитание способности видеть Другого Игра "Смотрящий и видящий". Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений "видеть Другого". Тест "Изменить себя или другого". Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение "Эгоцентрик". Упражнение "Дружеский шарж". Способность "не видеть", "не замечать". Игра "Почта комплиментов". Рефлексия. 3. Воспитание способности "слышать Другого". Упражнение "психология восприятия информации". Упражнение "Поза и интонация". Упражнение "Заговори, чтобы я увидел". Рефлексия. 4. Воспитание способности "принимать Другого". Игра-эксперимент "Ракурс. Аспект. Позиция". Упражнение "А не странен ли кто?". "Что такое патагенное мышление?" Упражнение "Аттракция". Рефлексия.
«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
«УЧИМСЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ»
Цель: осознание важности умения слушать в процессе общения с окружающими людьми, помочь учащимся в овладении правилами «хорошего слушания», побудить к работе над собой в процессе общения.
Умение слушать имеет первостепенное значение в человеческом общении. Статистики некоторых стран подсчитали: из времени, необходимого для общения с другими на работе и дома, мы 9% пишем, 16% читаем, 30% говорим, 45% слушаем. Большинство людей считают. Что лучший собеседник- близкий друг. Многие склонны считать, что к числу лучших слушателей относится и большинство подчиненных в разговоре с вышестоящим лицом.
На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» - 2 балла; «в большинстве случаев» - 4 балла; «иногда» - 6 баллов; «редко» - 8 баллов; «почти никогда» - 10 баллов. 1.Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда её тема (а то и собеседник) неинтересны вам? 2.Раздражают ли вас манеры вашего собеседника? 3.Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость? 4.Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком? 5.Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
«почти всегда» - 2 балла; «в большинстве случаев» - 4 балла; «иногда» - 6 баллов; «редко» - 8 баллов; «почти никогда» - 10 баллов. 6.Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом? 7.Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник? 8.Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы? 9.Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, названия? 10.Бывает ли у вас снисходительный тон, с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику? Если в итоге вы набрали сумму более 62, то вы слушатель «выше среднего уровня». Иными словами – чем больше у вас баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать. !!!
Умение слушать является обязательным условием эффективного общения, внешняя сторона процесса слушания предполагает использование языка выразительных движений. Так, можно слушать собеседника, развалившись в кресле или же наклонившись к нему. Говорящий будет испытывать различные чувства: либо чувство неловкости и желание прекратить разговор, либо желание по возможности полно изложить позицию. Если ваш партнёр никак не проявляет заинтересованности в том, что вы говорите, если вы не видите никаких ответных реакций, то скорее всего он занят решением собственных проблем или попросту «ушёл в себя». Скрещенные на груди руки означают защитную реакцию партнёра, руки на бёдрах – пренебрежение.
Овладение внешней стороной процесса слушания предполагает умение показать собеседнику внимание к нему и заинтересованность в предмете разговора. Внутренняя сторона процесса слушания означает умение адекватно трактовать содержание воспринятой информации, т.е. верно понимать тот смысл, который вкладывает в сообщение говорящий.
Постарайтесь описать 1 словом, короткой фразой чувство, выраженное каждым из сообщением. Например, удивление, досада, сожаление, раздражение, усталость, упадок духа, горечь, обида, неуверенность, желание получить поддержку,сожаление, чувство вины, перегруженность работой, восхищение, зависть, сомнение. 1.Я сыт по горло вашими извинениями. 2.Хорошо, я извинюсь! Что вы ещё от меня хотите?!! 3.Если бы я попытался, я всё равно не смог бы подготовить в тот момент другого документа. 4.Вы хотите меня проверить? 5.Я бы с ней так не обошелся! 6.Не могли бы вы перенести обсуждение наших проектов на следующую неделю? У меня в пятницу ещё одно испытание. 7.Кажется, он всё делает лучше, несмотря на то, что у него нет такого опыта, как у меня. 8.Я не могу понять этих людей. Может, хватит им угрожать? 9.Я никогда больше не буду ей помогать. Даже ни слова благодарности за всё, что я сделал для неё. 10.Мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит.
А теперь сравните ответы с реально выраженными чувствами: 1.Раздражение, желание получить наконец результат. 2.Убеждённость в том, что сказанного достаточно. 3.Усталость. 4.Неуверенность. Желание получить поддержку. 5.Сожаление, чувство вины. 6.Перегруженность работой, нехватка времени. 7.Восхищение. Зависть. 8.Упадок духа. Желание «выйти из игры». 9.Горечь. Обида. 10.Сомнение. Если 8 или более ответов совпали или были близки по смыслу, поздравляю, вы – хороший слушатель.
Презентацию по теме «Учимся слушать и слышать» выполнил Ученик 10-А класса Бородуля Алексей
Цели: просветительская работа по природе и значению денег в жизни человека, диагностирование знаний учащихся в форме опросов и викторины по теме.
Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не § следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание помогло бы решению проблемы воспитания толерантности. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Можно выделит две группы методов понимания: 1.Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл. 2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Тема "Черты толерантной личности" Тема "Черты толерантной личности" Цель: Ознакомить родителей с основными чертами толерантной личности. Дать родителям возможность оценить степень своей толерантности. Оборудование. Бланки опросника для каждого участника; большой бланк опросника с колонкой "В" на ватмане прикрепляется на доску. Тема "Черты толерантной личности" Тема "Как быть толерантным в общении" Тема "Как быть толерантным в общении" Цель: Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Оборудование. Листы чистой бумаги, ручки. Тема "Как быть толерантным в общении"
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
!