Качество и доступность медицинской помощи в России Интерактивная карта и рейтинги регионов Москва 2015
МЕТОДИКА Интерактивная карта разработана на основе целевых показателей территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2013 и в 2014 годах Использована документированная информация по формам федерального статистического наблюдения ( а также информация, предоставленная органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации Методика формирования рейтинга основана на математической модели с использованием скалярного произведения В основе методики лежат следующие принципы: расчет значения каждого критерия определение веса каждого критерия Программа имеет потенциал для дальнейшего развития - загрузка дополнительных критериев, определяемых Правительством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также детализация рейтингов субъектов Российской Федерации до масштаба районов (муниципальных образований) 2
Нормативная база «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием ) статья 41 Федеральные законы от ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Указы Президента Российской Федерации от «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Постановления Правительства Российской Федерации от «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и от «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» 3
Система ранжирует регионы по следующим категориям: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» с индикацией зеленого, желтого и красного цвета, соответственно 4
При наведении курсора на регион появляется выноска (всплывающее окно), отражающая количество баллов в 2013 и 2014 гг. и динамику роста (падения) 5
Система определяет лидеров роста и лидеров падения в рейтинге 6
Для оценки достижения целевых значений по отдельным критериям в рамках исполнения Указов Президента Российской Федерации, соглашений («дорожных карт») между Минздравом России и субъектами Российской Федерации При определении рейтинга можно задать вес (скаляр) каждого критерия в установленных интервалах 7
Регионы категории «хорошо» в 2014 году 8 Наименование Количество баллов Тюменская область 49,49 Республика Алтай 49,26 Чеченская Республика 45,96 Томская область 45,7 Ямало-Ненецкий автономный округ 45,34 Республика Мордовия 44,91 Республика Бурятия 44,85 Магаданская область 44,23 Ненецкий автономный округ 43,81 Амурская область 43,8 Республика Тыва 43,28 Рязанская область 43,07 Республика Саха (Якутия)42,83 Кировская область 42,81 Республика Ингушетия 42,27 Воронежская область 41,99 Псковская область 41,72 Липецкая область 40,81 Хабаровский край 40,4
Регионы категории «удовлетворительно» в 2014 году 9 Наименование Количество баллов Oмская область 39,67 Ростовская область 39,65 Владимирская область 39,4 Кемеровская область 39,33 Пензенская область 39,25 Краснодарский край 39,16 Республика Хакасия 38,74 Ивановская область 38,61 Пермский край 38,58 Архангельская область 38,23 Ярославская область 37,88 Приморский край 37,88 Орловская область 37,82 Тамбовская область 37,73 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 37,72 Курганская область 37,49 Удмуртская Республика 36,93 г.Санкт-Петербург 36,53 Волгоградская область 36,18 Свердловская область 35,96 Республика Дагестан 35,89 Наименование Количество баллов Смоленская область 35,83 г. Москва 35,69 Красноярский край 35,21 Чувашская Республика 35,01 Нижегородская область 34,8 Мурманская область 34,77 Московская область 34,66 Кабардино-Балкарская Республика 34,48 Республика Татарстан 34,38 Карачаево-Черкесская Республика 34,12 Саратовская область 33,96 Тверская область 33,93 Тульская область 33,46 Алтайский край 33,42 Новгородская область 33,23 Вологодская область 32,86 Калужская область 32,81 Астраханская область 32,73 Республика Марий Эл 32,72 Сахалинская область 32,69 Республика Калмыкия 32,26
Регионы категории «неудовлетворительно» в 2014 году 10 Наименование Количество баллов Новосибирская область 31,94 Республика Северная Осетия-Алания 31,9 Республика Коми 31,79 Челябинская область 31,46 Оренбургская область 31,43 Ленинградская область 31,39 Самарская область 31,33 Республика Адыгея 30,98 Забайкальский край 30,41 Белгородская область 30,39 Республика Карелия 30,15 Курская область 29,73 Республика Башкортостан 29,67 Камчатский край 29,58 Иркутская область 28,98 Калининградская область 28,57 Ульяновская область 28,01 Костромская область 27,35 Чукотский автономный округ 26,41 Брянская область 21,34 Еврейская автономная область 18,68
ЛИДЕРЫ РОСТА В РЕЙТИНГЕ 2014 ГОДА ПО СРАВНЕНИЮ С 2013 ГОДОМ 11
12 ЛИДЕРЫ ПАДЕНИЯ В РЕЙТИНГЕ 2014 ГОДА ПО СРАВНЕНИЮ С 2013 ГОДОМ
Ряд субъектов, утвердивших в 2014 году территориальные программы государственных гарантий с дефицитом достигли целевых значений ключевых показателей и вошли в категорию «хорошо»: Республика Алтай Чеченская Республика Магаданская область Республика Саха Некоторые субъекты, не имеющие дефицита территориальных программ государственных гарантий в 2014 году не достигли целевых значений ключевых показателей и вошли в категорию «неудовлетворительно»: Челябинская область Оренбургская область
Выводы: В 2014 году территориальные программы государственных гарантий утверждены с дефицитом по 59 субъектам Российской Федерации (101,7 млрд. рублей). В 2015 году с дефицитом утверждено уже 62 территориальные программы (127,25 млрд. рублей), в том числе 9 территориальных программ с дефицитом средств ОМС (4,92 млрд. рублей). Несмотря на дефицит территориальных программ отдельные регионы достигли плановые значения критериев Ряд регионов с бездефицитной территориальной программой, не смогли обеспечить достижение запланированных значений показателей и заняли низкое место в рейтинге в категории «неудовлетворительно». Таким образом на достижение целевых критериев территориальных программ государственных гарантий наибольшее влияние оказывает организация медицинской помощи, а не количество затрачиваемых денежных средств 14
15 Программный продукт имеет широкий потенциал для развития: Программный продукт может быть детализирован до уровня районов и муниципальных образований субъекта Перечень критериев оценки может быть расширен в соответствии с потребностями руководства субъекта Внедрения программного продукта субъектами Российской Федерации позволит оперативно отслеживать неблагоприятные изменения в районах субъекта и оперативно принимать управленческие решения для улучшения ситуации Программный продукт позволит проводить анализ влияния принятых управленческих решений на динамику ключевых показателей Области применения программного продукта
Благодарим за внимание! 16