Какие же составляющие входят в набор « школьной готовности »? Это : - мотивационная - личностная - волевая - интеллектуальная - достаточный уровень зрительно - моторной координации.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Однако не следует путать желание пойти в школу и желание УЧИТЬСЯ. Стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности составляют « внутреннюю позицию школьника », которая является основой готовности школьника.
Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких - то сформированных знаний и умений ( чтение, счет ), главное - наличие у него более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи « про себя ».
Волевая готовность - это не только умение выполнять школьные правила, но и умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит учитель. Ему нужно понять, принять задание учителя, подчинив ему свои желания и побуждения, т. е. ребенок должен уметь сосредоточиться на инструкцию взрослого.
Зрительно - моторная координация - это согласованные действия глаз и руки. Важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дает им глаз. Например, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается и они не могут скоординировать действия глаз и рук.
Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Уметь заботиться о других, быть нравственним человеком Сохранить здоровье Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания
Информированность Требуется изменение содержания Требуется изменение методики ( проблемно - диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении ) Требуется изменение методики ( от интересного не устают ) Раскованность Слабое здоровье
Не развита мелкая моторика – 40% Не развита устная речь – 60% Неумение организовать свою деятельность – 70% Что делать ?
Каким бы профессиональ ним не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.
- Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени при выполнении домашнего задания. По возможности включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижними играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, " шумное " время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
1. Создать благоприятный психологический климат по отношению к ребенку со стороны родителей. 2. Первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для его родителей. 3. Формировать интерес к школе, прожитому школьному дню. 4. Не допускать физических средств воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей ( бабушек, дедушек, сверстников ). 5. Исключить такие меры наказания как лишение удовольствий и психического наказания. 6. Учитывать темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. 7. Предоставлять ребенку самостоятельность в учебной работе и организации контроля за его учебной деятельностью. 8. Поощрять ребенка и не только за его учебные успехи. 9. Развивать самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребенка.