Литературные эпохи и художественные стили технология освоения курса (на материале одной литературной эпохи)
Цель курса Освоить технологию представления художественного направления в искусстве на уроках литературы
Формируемые умения: - - уметь определять эстетические доминанты художественных направлений в искусстве; - - анализировать художественное произведение с учетом принадлежности его к определенному художественному стилю; проследить историческую эволюцию литературных жанров или художественных стилей на материале одного из видов искусства; сопоставлять методы изучения стиля эпохи в различных программах по литературе и МХК; формировать образное представление об эпохах развития искусства в сознании читателя- школьника; Структурировать и представлять информацию в соответствии с учетом природы материала и особенностей возрастного и эстетического развития читателя-школьника
Варианты заданий 1) Разработка 1 урока как элемента системы изучения эпохи и стиля; 1) Разработка 1 урока как элемента системы изучения эпохи и стиля; 2) Разработка системы уроков (2 и более в соотв. С программой) 2) Разработка системы уроков (2 и более в соотв. С программой) 3) разработка урока изучения конкретного пр-я (ярко выраженные черты эпохи и стиля) 3) разработка урока изучения конкретного пр-я (ярко выраженные черты эпохи и стиля) 4) разработка обзорного урока по направлению (для основной школы; для базовой и проф. школы) 4) разработка обзорного урока по направлению (для основной школы; для базовой и проф. школы)
Этап I. Теоретический Выявить эстетические доминанты данного (выбранного) литературного направления в контексте культуры Выявить эстетические доминанты данного (выбранного) литературного направления в контексте культуры Восприятие и анализ художественных произведений разных видов искусства Восприятие и анализ художественных произведений разных видов искусства Отбор и структурирование материала Отбор и структурирование материала Результат: лекция учителя (иная форма представления теор. мат-ла для учащихся) 20 баллов
Этап II Анализ «ключевого» текста Выбор художественного произведения для представления данного художественного стиля; разработка вопросов на все сферы восприятия; внимание художественным особенностям произведения, определяющим его принадлежность тому или иному стилю Выбор художественного произведения для представления данного художественного стиля; разработка вопросов на все сферы восприятия; внимание художественным особенностям произведения, определяющим его принадлежность тому или иному стилю 20 баллов 20 баллов
Этап III Анализ программ и учебников с целью выявления наиболее эффективных условий освоения данной темы Анализ программ и учебников с целью выявления наиболее эффективных условий освоения данной темы * этапы I и II должны идти параллельно 10 баллов
Этап IV Разработка опорного конспекта для учащихся ( таблицы, схемы, рисунки) для овладения теоретико-литературными понятиями данной литературной эпохи и художественного стиля. Разработка опорного конспекта для учащихся ( таблицы, схемы, рисунки) для овладения теоретико-литературными понятиями данной литературной эпохи и художественного стиля. Результат: разработка дидактического материала для уч- ся, сопровождающего теор. материал Результат: разработка дидактического материала для уч- ся, сопровождающего теор. материал 10 баллов 10 баллов
Этап V Разработка диагностических материалов по теме (тесты, игры, кроссворды, викторины, творческие работы и т.д.) Разработка диагностических материалов по теме (тесты, игры, кроссворды, викторины, творческие работы и т.д.) 10 баллов 10 баллов
Этап VI Моделирование урока; 20 баллов Моделирование урока; 20 баллов Создание презентации; 10 баллов Создание презентации; 10 баллов